93 большому счету', прежним. Основными принципами Устава оставались: сословность социального призрения, жесткий государственный контроль, который в период «контрреформ» Александра Ш заметно усилился, разрешительный порядок открытия частных благотворительных обществ и учреждений. Перечень казенных богоугодных заведений, который практически остался неизменным и регламентировал их деятельность, был приведен в 7 ст. 1 книги. Здесь же предусматривалось создание общественных или частных социальных учреждений, и разрешалось передавать государственные богоугодные заведения в общественное или частное содержание, В документе имели место указания на возможность открытых способов призрения. Так, говоря о назначении денег, собираемых в выставляемые кружки, законодатель разъяснил, что часть суммы расходуется на богоугодные заведения, а оставшиеся деньги для «нищих и убогих», «Из сумм кружечного сбора губернские управы и приказы выделяют пособия уездным городам... для раздачи нищим и убогим». Разрешалось из сумм, предназначенных на призрение, выдавать пособия на содержание особенно бедных семейств, проживающих вне заведений. Размер денежных пособий, выдаваемых неимущим, устанавливался земскими собраниями, а сами пособия выдавались по распоряжениям земских управ; приказы общественного призрения могли выдавать пособим неимущим с разрешения министра внутренних дел, в размере не более пяти рублей в месяц на 1 человека. В Уставе подчеркивалась обязанность городских и сельских обществ наблюдать, чтобы нищенствующие трудоспособные привлекались к работе. Престарелые нищие устраивались на содержание родственников; не имеющие родственников, должны были быть помещены в богадельни, больницы и другие богоугодные заведения. Нищие, выходцы из разночинцев, распределялись полицией, с разрешения губернатора, на попечение местных заведений общественного призрения. Вопросы же о том, могут ли эти заведения призревать их вне своих стен, иди, оставляя у себя, должны для каждой |
56 разрозненное законодательство было формально сведено в «Устав об общественном презрении»128. Несмотря на отдельные изменения в социальном законодательстве, проведенные во второй половине XIX в., дух его остался, по большому счету, прежним. Основными принципами Устава оставались: сословность социального призрения, жесткий государственный контроль, который в период «контрреформ» Александра Ш заметно усилился, разрешительный порядок открытия частных благотворительных обществ и учреждений. Перечень казенных богоугодных заведений, который практически остался неизменным и регламентировал их деятельность был приведен в 7 ст. 1 книги1 . Здесь же предусматривалось создание общественных или частных социальных учреждений, и разрешалось передавать государственные богоугодные заведения в общественное или частное содержание. В документе имели место указания на возможность открытых способов призрения. Так, говоря о назначении денег, собираемых в выставляемые кружки, законодатель разъяснил, что часть суммы расходуется на богоугодные заведения, а оставшиеся деньги для «нищих и убогих». «Из сумм кружечного сбора 1 убернские управы и приказы выделяют пособия и уездным городам», «для раздачи нищим и убогим». Разрешалось из сумм, предназначенных на призрение, выдавать пособия на содержание особенно бедных семейств, проживающих вне заведений. Размер денежных пособий, выдаваемых неимущим, устанавливался земскими собраниями, а сами пособия выдавались по распоряжениям земских управ; приказы общественного призрения могли выдавать пособия неимущим с разрешения министра внутренних дел, в размере не более пяти рублей в месяц на 1 человека. В уставе подчеркивалась обязанность городских и сельских обществ наблюдать, чтобы нищенствующие трудоспособные 57 привлекались к работе. Престарелые нищие устраивались на содержание родственников; не имеющие родственников, должны были быть помещены в богадельни, больницы и другие богоуго)щые* V заведения. Нищие, выходцы из разночинцев, распределялись полицией, с разрешения губернатора, на попечение местных заведений общественного призрения. Вопросы же о том, мгаут ли эти заведения призревать их вне своих стен, или, оставляя у себя, должны для каждой категории нуждающихся предоставлять соответствующее ей призрение, а равно вопрос о праве органов призрения оказывать иные виды и способы помощи остаются не выясненными. Не выяснен также вопрос о том, обязательно ли для органов призрения оказывать помощь всем нуждающимся или необязательно. Меры направленные на пресечение профессионального нищенства изменились, в сторону смягчения. Однако принципы призрения нищих по социально значимым причинам в уставе повторяют положения указов 1712, 1718 гг. Определялся и порядок призрения в больницах гражданского ведомства военнослужащих на основании уплаты военным и морским ведомствами содержания и лечения. Отставные воинские чины, поступившие на службу по рекрутскому уставу 1862 г., получали от казны денежное пособие (ст.288)1'30; «бедные духовного звания» призревались на основании принадлежности их к духовному ведомству и т.п. В уставе устанавливалось призрение со стороны отдельных ведомств по отношению к лицам, служащим в них, и их семьям. Закон различал обязанности родственников, сословий, земских и городских учреждений и государства. Сословные обязанности по призрению в законодательстве 1 Э 1 определенно (ст.581) выражены только по отношению к крестьянскому сословию. «Меры призрения крестьян относятся к ведению сельских и волостных управлений»; затем, «престарелые; |