Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 104]

исследования процессов, происходивших в молодежных движениях 60-х и 70-х годов XX века, зачастую недооценивали перспективы развития новых социальных структур и, более того, прогнозировали тупиковость их эволюции.
К примеру, участники маршей протеста против войны США во Вьетнаме, проходивших в
60-с — 70-е годы XX века, были объединены сетевой структурой.
В общенациональную сечь входили хотя и сегментированные, но идеологически интегрированные сети меньших размеров.
Возникшая в 60-х годах XX века в США и Великобритании попкультура быстро
распространилась и в других странах, оказав определяющее влияние на формирование культуры компьютерного андеграунда, в том числе хакеров.
Происходившее в молодежной среде изменение структуры социальных ценностей по сравнению с ценностной ориентацией их родителей привело к тому, что нематериальные
ценности стали цениться выше материальных.
Наряду с консервативными оценками, существовали и иные прогнозы роли маргиналов в развитии общества.
Так, французский социальный психолог
С.Московичи ввел в научный оборот понятие «активного меньшинства» [78].
Московичи утверждал, что передовые и важные для общественного развития идеи и интерпретации продуцируются маргинальными группами, не востребованными обществом и потому вынужденными формировать свой собственный голос и позицию в эпическом пространстве эпохи.
Однако и после широкого распространения телекоммуникационных технологий глобальные компьютерные сети предоставляли маргинальным группам возможности самореализации в виртуальном пространстве, организации эффективно действующих виртуальных сообществ.
Объясняется это тем, что киберпространство отличается универсальностью оно допускает все формы выражения и социального взаимодействия.
Функционирование перешло на новый качественный уровень, неизмеримо расширился круг
участников, заинтересованных в развитии 104
[стр. 330]

ционирования сообществ, сформировавшиеся на первом этапе развития компьютерных сетей, оказали определяющее влияние на процесс социальной эволюции сетей, на выработку коллективных установок, мотивов и этических норм поведения в киберпространстве Постепенно в академической среде стало появляться все больше открытой информации о возможностях, предоставляемых новой технологией для неформальной коммуникации.
Возможностями сетей стали пользоваться исследователи, не имевшие прямого отношения к компьютерным технологиям.
В соответствии с законами диалектики в один из моментов количество пользователей перешло в новое качество развития социальных отношений в сетях.
Кроме того, сетевая инфраструктура сначала переросла локальный уровень, затем уровень общенациональный и, в конечном счете, стала глобальной.
Качественные изменения проявились и на уровне принятия стратегических решений у политических элит появилось осознание необходимости перевода закрытой технологии на уровень технологии общедоступной.
Эти изменения произошли не сами по себе (политическая элита в то время не использовала компьютерные сети в своей повседневной деятельности), а благодаря самим участникам сетевых сообществ.
Индивидуальные характеристики участников сообществ, проявлявшиеся в инновационном характере их основной работы, стали проявляться в эволюционном контексте лоббировании необходимости изменения статуса компьютерных сетей.
В результате компьютерные сети перестали быть исключительно техническими артефактами и получили социальную составляющую.
При этом нет ничего удивительного в том, что академические исследования процессов, происходивших в молодежных движениях 60-х и 70-х годов XX века3, зачастую недооценивали перспективы развития новых социальных структур и, более того, прогнозировали тупиковость их эволюции.
Возникшая в 60-х годах XX века в США и Великобритании поп-культура, быстро
распро3 К примеру, участники маршей протеста против войны США во Вьетнаме, проходивших в 60-е, 70-е годы XX века, были объединены сетевой полицентричной структурой.
В общенациональную сеть входили хотя и сегментированные, но, тем нс менее, идеологически интегрированные сети меньших размеров.


[стр.,331]

странилась и в других странах, оказав определяющее влияние на формирование культуры компьютерного андеграунда*в том числе хакеров и крекеров.
Происходившее в молодежной среде изменение структуры социальных ценностей (по сравнению с ценностной ориентацией их родителей) привело к тому, что нематериальные
артефакты стали цениться выше артефактов материальных.
Наряду с консервативными оценками, существовали и иные прогнозы роли маргиналов в развитии общества.
Так, французский социальный психолог
Серж Московичи (8сг&с МозкоуюО, ввел в научный оборот понятие «активного меньшинства».
Московичи утверждал, что передовые и важные для общественного развития идеи и интерпретации продуцируются маргинальными группами, не востребованными обществом и, потому, вынужденными формировать свой собственный голос и позицию в эпическом пространстве эпохи4.
Однако и после широкого распространения телекоммуникационных технологий, глобальные компьютерные сети предоставляли маргинальным группам возможности самореализации в виртуальном пространстве, организации эффективно действующих виртуальных сообществ.
Объясняется это тем, что киберпространство отличается универсальностью оно допускает все формы выражения и социального взаимодействия.
Функционирование перешло на новый качественный уровень, неизмеримо расширился круг
акторов, заинтересованных в развитии новых средств коммуникаций.
Кроме того, все явственнее стали проявляться социокультурные особенности осуществления в компьютерных сетях коммуникативных взаимодействий.
Уже к середине 90-х годов XX века в развитых странах мира изменилось отношение правительственных структур к 'гелекоммуникационным сетям, которые до того рассматривались как часть военной инфраструктуры государства, а также прибежище маргиналов5.
Телекоммуникационные технологии социального взаимодействия перешли в разряд массовых.
Означает ли указанный пере4 Мо$коу1С13.
Р$усНо1о§1е без тшопЦез аейуеа.
-Рат: Р.Ц.Р., Рауагй, 1979.
5 Первое упоминание слова «Интернет» было зарегистрировано в 1994 году', а уже 8 1998 голу оно по праву заняло свое место в толковых словарях.
Если в 1994 году сеть Интернет насчитывала только три миллиона пользователей, то в 1998 году их было уже 100 миллионов.
331

[Back]