Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 105]

новых средств коммуникаций.
Кроме того, все явственнее стали проявляться социокультурные особенности осуществления в компьютерных сетях коммуникативных взаимодействий.
Уже к середине 90-х годов XX века в развитых странах мира изменилось отношение правительственных структур к
телекоммуникационным сетям, которые до того рассматривались как часть военной инфраструктуры государства, а также прибежище маргиналов.
Телекоммуникационные технологии социального взаимодействия перешли в разряд массовых.
Означает ли указанный
переход, что «активное меньшинство» перестало быть агентом социальных преобразований? Отнюдь, практика функционирования сообществ разработчиков профаммного обеспечения и других маргинальных групп свидетельствует об ином.
При рассмотрении движущих сил развития Интернет-сообществ мы исходим из приоритета личностной мотивации участников сетевых взаимодействий.
До настоящего времени существует значительное расхождение взглядов па источники беспрецедентно быстрого, по меркам человеческого общества, развития глобальных компьютерных сетей.
Ряд исследователей, обсуждая причины, способствующие тому, что виртуальные миры так быстро стали составной частью повседневности, приходят к выводу о стремлении человека превысить определенные ему природой возможности.
Сложность современных телекоммуникационных систем превышает чтолибо ранее созданное в истории человечества, а массовость их использования и темпы роста числа пользователей говорят о том, что в экономически развитых обществах достижения науки и .технологий стали частью повседневности.
Для того чтобы понять причины беспрецедентно быстрого роста интереса человечества к осуществлению социальных практик в киберпространстве, представим ряд аргументов.
Аргумент первый существуют нейробиологические причины привлекательности осуществления в киберпространстве социальных интеракций.
Так, по мнению академика
Г1.В.Симонова: «Положение о том, что нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не 105
[стр. 331]

странилась и в других странах, оказав определяющее влияние на формирование культуры компьютерного андеграунда*в том числе хакеров и крекеров.
Происходившее в молодежной среде изменение структуры социальных ценностей (по сравнению с ценностной ориентацией их родителей) привело к тому, что нематериальные артефакты стали цениться выше артефактов материальных.
Наряду с консервативными оценками, существовали и иные прогнозы роли маргиналов в развитии общества.
Так, французский социальный психолог Серж Московичи (8сг&с МозкоуюО, ввел в научный оборот понятие «активного меньшинства».
Московичи утверждал, что передовые и важные для общественного развития идеи и интерпретации продуцируются маргинальными группами, не востребованными обществом и, потому, вынужденными формировать свой собственный голос и позицию в эпическом пространстве эпохи4.
Однако и после широкого распространения телекоммуникационных технологий, глобальные компьютерные сети предоставляли маргинальным группам возможности самореализации в виртуальном пространстве, организации эффективно действующих виртуальных сообществ.
Объясняется это тем, что киберпространство отличается универсальностью оно допускает все формы выражения и социального взаимодействия.
Функционирование перешло на новый качественный уровень, неизмеримо расширился круг акторов, заинтересованных в развитии новых средств коммуникаций.
Кроме того, все явственнее стали проявляться социокультурные особенности осуществления в компьютерных сетях коммуникативных взаимодействий.
Уже к середине 90-х годов XX века в развитых странах мира изменилось отношение правительственных структур к
'гелекоммуникационным сетям, которые до того рассматривались как часть военной инфраструктуры государства, а также прибежище маргиналов5.
Телекоммуникационные технологии социального взаимодействия перешли в разряд массовых.
Означает ли указанный
пере4 Мо$коу1С13.
Р$усНо1о§1е без тшопЦез аейуеа.
-Рат: Р.Ц.Р., Рауагй, 1979.
5 Первое упоминание слова «Интернет» было зарегистрировано в 1994 году', а уже 8 1998 голу оно по праву заняло свое место в толковых словарях.
Если в 1994 году сеть Интернет насчитывала только три миллиона пользователей, то в 1998 году их было уже 100 миллионов.
331

[стр.,332]

ход, что «активное меньшинство» перестало быть агентом социальных преобразований? Отнюдь, практика функционирования сообществ разработчиков программного обеспечения и других маргинальных групп свидетельствует об ином.
Для понимания происходящих процессов необходимо рассмотреть движущие силы развития социальных общностей.
При рассмотрении движущих сип развития глобальных общностей мы исходим из приоритета личностной мотивации участвующих в сетевых взаимодействиях акторов.
До настоящего времени в академических кругах существует значительное расхождение взглядов на источники беспрецедентно быстрого, по меркам человеческого общества, развития глобальных компьютерных сетей.
Ряд исследователей, обсуждая причины, способствующие тому, что виртуальные миры так быстро стали составной частью повседневности, приходят к выводу о стремлении человека превысить определенные ему природой возможности6.
Сложность современных телекоммуникационных систем превышает что-либо ранее созданное в истории человечества, а массовость их использования и темпы роста числа пользователей, говорят о том, что в экономически развитых обществах достижения науки и технологий стали частью повседневности.
Для того чтобы понять причины беспрецедентно быстрого роста интереса человечества к осуществлению социальных практик в киберпространстве, представим ряд аргументов.
Аргумент первый — существуют нейробиологические причины привлекательности осуществления в киберпространстве социальных интеракций.
Так, по мнению академика
Павла Васильевича Симонова: «Положение о том, что нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды нс только вещества и энергии, но и информации, подтверждают эксперименты, свидетельствующие о драматических последствиях «информационного голода», особенно для развивающегося мозга»7.
6 См.
Вюсса Р., Ьсуу Р.
СНар(ег I: ТНе У1$!оп оГу1лиа1 гсаНу.
/ 1п: Викса Р.
(ес!$).
СоптшгисаПоп т гНе а§е оГУ1Г1иа1 гса1>1у.
-НПЫа1е, Ш: Ег!Ьаит, 1995.
РР.
3 14.
7 Симонов П.В.
Созидающий мозг.
-М.: Наука, 1993.
С.
16-17.
332

[Back]