значение для восприятия существующей в киберпространстве системы взаимных ролевых ожиданий, новички не смогут в полной мере воспользоваться открывающимися перед ними возможностями. При этом, любые процессы поиска информации, социальной навигации в киберпространстве могут рассматриваться в гом числе и как процессы социализации. Необходимо учитывать тот факт, что в значительной мерс на качество компьютерно опосредованных действий влияет полученный в оффлайне коммуникативный опыт. Соответственно, можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации в Интернет происходят и процессы усвоения новых ценностей, навыков, ролей вместо прежних, устаревших в связи с переходом в иную коммуникационную среду. К примеру, осуществляемые в киберпространстве взаимодействия в силу своей специфики требуют соблюдения правил безопасного поведения, имеющих отличия от правил, принятых в реальном социуме. Во вторую очередь, говоря о социализации в рамках социальной системы киберпространства, необходимо вести речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной национальной общности киберпространства, в которой происходит процесс социализации. На этой стадии в сознании индивида начинает оформляться структурированный мир существующих в Интернез' социальных взаимодействий. Социальная реальность в киберпространстве всегда является такой, какой ее интерпретируют пользователи. Вместе с тем единство сетевого социума по поводу «общей» для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации начинают усваивать существующие в киберпространстве социальные нормы, понимая, что эгоистическая модель поведения осуждается сетевым социумом. Удовлетворение информационных потребностей индивида происходит в процессе взаимодействий с другими индивидами, входящими в Интернети$ |
• социализация через восприятие социальных мифов; • усвоение моделей поведения и правил социальной навигации; • усвоение норм, ценностей и установок конкретного виртуального сетевого сообщества; • усвоение правил осуществления интеракций в рамках социальной системы киберпространства в целом. Говоря о социализации применительно к социальной структуре киберпространства в целом, мы понимаем в первую очередь восприятие индивидом инструментального знания, связанного с «электронной» грамотностью, навыками социальной навигации в киберпространстве и т.д. Без минимума знаний, позволяющих иметь дело с виртуальной средой, с техническими и программными артефактами, без знаний основ человеческой коммуникации, без обучения ориентациям, имеющим функциональное значение для восприятия существующей в киберпространстве системы взаимных ролевых ожиданий, акторы не смогут в полной мере воспользоваться открывающимися перед ними возможностями. При этом, с точки зрения социологии, любые процессы поиска информации (социальной навигации в киберпространстве) могут рассматриваться, в том числе и как процессы социализации. Необходимо учитывать тот факт, что в значительной мере на качество компьютерно-опосредованных интеракций влияет полученный в офлайне коммуникативный опыт акторов. Соответственно, можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации, в телекоммуникационных сетях происходят и процессы ресоциализации, то есть усвоение акторами новых ценностей, навыков, ролевых дискурсов вместо прежних, устаревших в связи с переходом в иную коммуникационную среду. К примеру, осуществляемые в киберпространстве интеракции, в силу своей специфики требуют соблюдения акторами правил безопасного поведения, имеющих отличия от правил, принятых в офлайновом мире и т.д. 105 Во вторую очередь, говоря о социализации в рамках социальной системы киберпространства, необходимо вести речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной национальной общности киберпространства, в которой происходит процесс социализации. На этой стадии в сознании индивида начинает оформляться «структурированный мир»9 существующих в телекоммуникационных сетях социальных взаимодействий. Социальная реальность в киберпространстве всегда является такой, какой ее интерпретируют пользователи. Вместе с тем, единство сетевого социума по поводу «общей» для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации начинают усваивать существующие в киберпространстве социальные нормы, понимая, что эгоистическая модель поведения осуждается сетевым социумом. Удовлетворение информационных потребностей эго происходит в процессе взаимодействий с другими индивидами, входящими в виртуальные сетевые сообщества. В рамках виртуальных сетевых сообществ социализация ориентирована на признание пользователем общих ценностных моделей, благодаря чему в сознании актора формируется единство взаимно ориентированных общих ценностей. Таким образом, существенной частью этого этапа процесса социализации состоит в последовательном введении новых стандартов ценностной ориентации. Процессы социализации участников виртуальных сетевых сообществ происходят в рамках внутригрупповых интеракций и конструирования межгрупповых отношений. При этом, можно выделить: 1) формы ритуального взаимодействия: представления, обращения, приветствия, прощания и т.д.; 2) использование акторами специфических ников; 3) особая символическая сис9 В данном случае автор воспользовался удачным термином Юргена Хабермаса «структурированный мир», впервые увидевшем свет в работе: НаЬегтаз3. Кеа$оп апс! 1Ье КаП’опаНхап'оп оГ$оассу, Уо!итс Опс. ТЬс ТЬсогу оГСоштишсапуе Аспоп (Т. МсСапЬу, Тгап$.). -Во$Юп, МА: Веасоп Рге$$, 1981/1984. 106 |