Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 119]

сообщества.
В рамках этих сообществ социализация ориентирована на признание пользователем общих ценностных моделей, благодаря чему в его сознании формируется единство взаимно ориентированных общих ценностей.
Таким образом,
существенная часть этого этапа процесса социализации состоит в последовательном введении новых стандартов ценностной ориентации.
Процессы социализации участников
Интернет-сообществ происходят в рамках внутригрупповых взаимодействий и конструирования межгрупповых отношений.
При этом можно выделить: 1) формы ритуального взаимодействия: представления, обращения, приветствия, прощания и т.д.; 2) использование
специфических псевдонимов «ников»; 3) особая символическая система национальный язык, жаргон, сленг, понятная только в данной социальной группе.
Рассмотрим сущностные качества Интернет-сообществ, функционирующих в киберпространстве.
На наш взгляд, наиболее важными, с философской точки зрения, будут следующие качества: 1.
Трансцендентность как выход за пределы ограничений.
Социальные группы
Интернет-сообществ выходят за пределы пространственных, временных, организационных и технологических ограничений, так как глобальные телекоммуникационные сети позволяют участникам сообществ осуществлять процессы коммуникации как синхронно, так и асинхронно.
2.

Отсутствие формальных ограничений по максимальному количеству участников.
Сетевые компьютерные технологии потенциально позволяют участвовать в работе групп неограниченному количеству пользователей, географически находящихся в разных точках
не только земного шара, но и космоса.
3.
Относительно высокая степень анонимности при определенных условиях.

4.
Конформность поведения большей части участников.
5.
Групповая идентичность.
N9
[стр. 69]

симо от локального времени или местонахождения в пространстве»29.
Хотя приведенная цитата и имеет эмоциональную окраску, однако за годы существования феномена виртуальных сетевых сообществ, заложенный в ней смысл нисколько не утратил актуальности, поскольку отражает существующее многообразие оснований функционирования в киберпространстве социальных групп и эгоцентричность участия в них индивидов.
До настоящего времени история того, как в мире технических и программных артефактов возникли и эволюционировали виртуальные сообщества, никем не написана30.
На наш же взгляд, изучение социальной истории этого феномена позволило бы многое понять в механизмах функционирования сетевых структур, способствовало бы выявлению как общего с другими формами социальной жизни, так и уникальных черт31.
В дальнейшем по ходу нашего исследования мы постараемся разъяснять социокультурные основания появления тех или иных элементов социальной структуры виртуальных сетевых сообществ.
Во второй же половине настоящего параграфа рассмотрим сущностные качества виртуальных сетевых сообществ и на этой основе предложим авторскую дефиницию рассматриваемого понятия.
На наш взгляд, для функционирующих в киберпространстве сетевых сообществ характерны следующие качества: Трансцендентность (выход за пределы ограничений).
Социальные группы
виртуальных сетевых сообществ выходят за пределы пространственных, временных, организационных и технологических ограничений, так как глобальные телекоммуникационные сети позволяют участникам сообществ осуществлять процессы коммуникации как синхронно, так и асинхронно.
29
КЬет$>о1с1 Н.
А $Нсе оГЫГе т Му \Чпиа1 Соттит1у.
/ 1п: Нага$1т Ь.М.
(е<3$).
С1оЬа1 Мс1могк$: Сотршсгз апс! 1тета!10па1 Соттитсабоп.
-СатЬгМ§е: МА: М1Т Рге$$, 1994.
Р.
58.
30 Говард Рейнгольд в своих книгах описал историю существования только одного из сообществ.
31 Американский исследователь Кэйти Хэфнер (Кабс НаГпег) не склонна считать функционирующие в телекоммуникационных сетях виртуальные сетевые сообщества инновационным феноменом.
С тонки зрения Кэйти Хэфнер они всего лишь этап продолжающегося семиотического процесса объединения индивидуальности и общества.
В своей «Эпической саге сообществу №'е11» Хэфнер писала: «Возвратитесь к истокам сети Арпанет и вы найдете горстку людей с корнями в академической среде, кто вложил свои причуды и особенности в сете♦.
вую культуру, причуды, которые навсегда останутся там, независимо от того, сколько людей придет позже».
Цит.
по: НаГпег К.
Тйе Кр1с 5а§а оГ 1Ье \Уе11 // Мгеб, 1997,5 Мау.
69

[стр.,70]

Отсутствие формальных ограничений по максимальному количеству участников.
Сетевые компьютерные технологии потенциально позволяют участвовать в работе групп неограниченному количеству пользователей, географически находящихся в разных точках,
как земного шара, так и космоса.
Наличие внутригрупповой информационной стратификации.
Участники группы обладают не только ролями, но и статусами.
В зависимости от статуса, акторы получают разные возможности по доступу к контенту.
Относительно высокая степень анонимности (при определенных условиях).

Конформность поведения большей части участников.
Групповая идентичность.
Указанные выше качества отражены исследователями при описании функционирующих в киберпространстве социальных групп.
Рассмотрение вариантов дефиниции «виртуальные сетевые сообщества» начнем с упоминания точек зрения отрицающих само существование рассматриваемого социального феномена.
Так, американские социологи Дж.
Бениджер (X Веш§ег) и Линда Хэрезм (1лпс1а Нага51т) утверждали, что с их точки зрения виртуальные сообщества являются всего лишь «псевдосообществами»32.
Указанная точка зрения получила достаточно широкое распространение.
Некоторые авторы, признавая тот факт, что электронная связь «делает отношения возможными и облегчает их установление...
тем не менее, делает это в ограниченной форме и с ограниченными возможностями, тем самым сообщества сформированные в [сети] Интернет...
являются второразрядной формой сообществ»33.
Продолжая указанную Г.
Гремом (С.
СгаЬат) мысль, другой британский исследователь М.
Ричардсон (М.
ШсЬагс&оп) высказывал убеждение в том, что «взаимодействие с технологией может дать только иллюзию близости»34.
Неко32 См.
Вет§ег Т РсгзопаНгаПоп оГтазз те<Ла аш! 1Ьс $го\У1Ь оГрзс1к1о-соттит1у // Соттитса1юп КезеагсЬ.
1987, уо1 14.
РР.
352-371; Нага$1т Ь.
КстогМз: №тогкз аз 5ос«а! Брасе.
/ 1п: Ь.М.
Нага$«т (Ыз).
С1оЬа1 N01«огкз: Сотригегз апи 1тетагюпа1 СоттитсаЬоп.
-СатЬпД^е, МЛ: ТЪе М1Т Ргезз, 1993.
РР.
3-14.
33 СгаЬат С.
ТЬс 1п(еглс(.
А РЬПозорЫса! 1пцшгу.
-Ь.: КоШЫес.
1999.
Р.
145.
34 К1сНаг(1$оп М.ТЬе схрепспсс оГсикиге.
-Ь.: ЗЛОЕ РиЬИсаЬопз Ш., 2001.
Р.
156.
70

[стр.,106]

Во вторую очередь, говоря о социализации в рамках социальной системы киберпространства, необходимо вести речь об усвоении личностью основной структуры ролей и ценностей, доминирующих в рамках той или иной национальной общности киберпространства, в которой происходит процесс социализации.
На этой стадии в сознании индивида начинает оформляться «структурированный мир»9 существующих в телекоммуникационных сетях социальных взаимодействий.
Социальная реальность в киберпространстве всегда является такой, какой ее интерпретируют пользователи.
Вместе с тем, единство сетевого социума по поводу «общей» для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации начинают усваивать существующие в киберпространстве социальные нормы, понимая, что эгоистическая модель поведения осуждается сетевым социумом.
Удовлетворение информационных потребностей эго происходит в процессе взаимодействий с другими индивидами, входящими в виртуальные сетевые сообщества.
В рамках виртуальных сетевых сообществ социализация ориентирована на признание пользователем общих ценностных моделей, благодаря чему в сознании актора формируется единство взаимно ориентированных общих ценностей.
Таким образом,
существенной частью этого этапа процесса социализации состоит в последовательном введении новых стандартов ценностной ориентации.
Процессы социализации участников
виртуальных сетевых сообществ происходят в рамках внутригрупповых интеракций и конструирования межгрупповых отношений.
При этом, можно выделить: 1) формы ритуального взаимодействия: представления, обращения, приветствия, прощания и т.д.; 2) использование
акторами специфических ников; 3) особая символическая сис9 В данном случае автор воспользовался удачным термином Юргена Хабермаса «структурированный мир», впервые увидевшем свет в работе: НаЬегтаз3.
Кеа$оп апс! 1Ье КаП’опаНхап'оп оГ$оассу, Уо!итс Опс.
ТЬс ТЬсогу оГСоштишсапуе Аспоп (Т.
МсСапЬу, Тгап$.).
-Во$Юп, МА: Веасоп Рге$$, 1981/1984.
106

[Back]