Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 136]

пространства частной жизни практически не существовало.
Сегодня в Интернете идет процесс разграничения публичной и частной сфер жизни человека, а значит, формируются и соответствующие социальные нормы, в том числе и по проблеме чтения чужих электронных писем.
С.Хечер вообще считает, что традиционная концепция социальных норм не может применяться к взаимодействиям в киберпространстве.
Вместо этого нормы должны быть поняты как образцы рационально управляемого поведения, поддержанного участниками
групп [165].
В свою очередь, профессор Р.Вебер убежден, что социальные нормы в киберпространстве зависят от традиционных норм, действующих в оффлайне [191, Р.
32].
Подобное .методологическое разнообразие связано с тем, что в социальной философии существует плюрализм в вопросах оценки взаимосвязи действия и социальной структуры.
Для структуралистов структура первична, для интеракционистов несомненен приоритет действия над структурой.

Следовательно, в первом случае социальные нормы «создают» и изменяют социальные группы, а во втором со стороны соответствующих социальных групп социальный процесс рассматривается как процесс создания и трансформации социальных норм.
Для
нас указанная дихотомия отнюдь нс очевидна.
На наш взгляд, в онлайне мы можем наблюдать оба социальных процесса, и при этом выбор исследователем соответствующей методологии зависит, прежде всего, от оснований, на которых уже сформировалось и функционирует то или иное
Интернет-сообщество.
К примеру, в сообществах, основанных на
прочных связях, однозначно наблюдается приоритет социальной структуры, соответственно, социальное действие выражается в следовании социальным нормам.
Иллюстрацией приведенного тезиса могут служить жестко структурированные сообщества электронного бизнеса, в которых первичность социальной структуры очевидна любому стороннему наблюдателю.
В сообществах межличностного общения, отличающихся низким порогом доступа,
именно в рамках социального процесса происходит 136
[стр. 136]

§ 3.1.
Социальные нормы как элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ.
В настоящем параграфе мы поведем речь о социальных нормах наборах правил санкционирующих способы социального поведения акторов в телекоммуникационных сетях.
При этом учтем, что многие из фундаментальных социальных норм изначально встроены в ролевую структуру социальной системы киберпространства и для пользователей эти элементы патентны (указанные элементы, за исключением обеспечивающих выполнение социальных норм программных артефактов, мы в дальнейшем рассматривать не будем).
Кроме того, говоря о социальных нормах (если то не оговорено специально), в дальнейшем будем подразумевать нормы социально приемлемого поведения.
Однозначной научной теории социальных норм в настоящее время не существует ни офлайне, ни в онлайне2.
Проблема заключается в том, что понимание исследователями феномена «социальные нормы» определяется перманентным изменением теоретических воззрений академического сообщества на природу социальных интеракций и социальной структуры общества, а также постоянно идущими процессами трансформации самих норм3.
Так, британский социолог Стивен Хечер ($1е\'еп Не1сЬег) считает, что традиционная концепция социальных норм не может применяться к взаимодействиям в киберпространстве.
Вместо этого, нормы должны быть поняты как образцы рационально управляемого поведения, поддержанного участниками
2 Сказанное отнюдь нс означает, что отсутствие теоретических концептов подразумевает отсутствие определения такого важнейшего социологического инструмента как социальная норма.
Так, под термином «нормы социальные» в «Российской социологической энциклопедии» понимаются «требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения».
И далее: «Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной позребностью в упорядочении общественных отношений».
Цит.
по: Яковлев А.М.
Нормы социальные.
/ Российская социологическая энциклопедия.
Нод обшей ред.
академика РАН Г.В.
Осипова.
-М.: НОРМА, 1999.
С.
321-322.
Вместе с тем, пи в одной из известных нам работ социальные нормы, социальный контроль, информационная стратификация не рассматривались в качестве элементов социальной структуры виртуальных сетевых сообществ и эту лакуну мы, по возможности, постараемся заполнить.
3 Объективно говоря, человечество постоянно находится в процессе выработки социальных норм и этот процесс характерен нс только для онлайна, но и для офлайна.
К примеру, меньше века такой социальной норме как априорный запрет на чтение чужих писем.
До этого времени пространства частной жизни практически нс существовало.
Сегодня в телекоммуникационных сетях идет процесс разграничения публичной и частной сфер жизни человека, а значит, формируются и соответствующие социальные нормы, в том числе и по проблеме чтения чужих электронных писем.


[стр.,137]

групп4.
В свою очередь, социолог из Швейцарии профессор Рольф Вебер (Ко1Г \УеЬег) убежден, что социальные нормы в киберпространстве зависят от традиционных норм действующих в офлайне5.
Подобные примеры методологического разнообразия можно приводить долго и, связано оно с тем, что в социологической науке существует плюрализм в вопросах оценки взаимосвязи действия и социальной структуры.
Для структуралистов структура первична, для интеракционистов несомненен приоритет действия над структурой.

Соответственно, в первом случае социальные нормы «создают» и изменяют социальные группы, а во втором со стороны соответствующих социальных групп социальный процесс рассматривается как процесс создания и трансформации социальных норм6.
Для
автора настоящей работы указанная дихотомия, отнюдь, не очевидна.
На наш взгляд, в онлайне мы можем наблюдать оба социальных процесса и, при этом, выбор исследователем соответствующей методологии зависит, прежде всего, от оснований, на которых уже сформировалось и функционирует то или иное
виртуальное сетевое сообщество.
К примеру, в сообществах, основанных на
сильных (прочных) связях однозначно наблюдается приоритет социальной структуры, соответственно, социальное действие выражается в следовании социальным нормам.
Иллюстрацией приведенного тезиса могут служить жестко структурированные сообщества электронного бизнеса, в которых первичность социальной структуры очевидна любому стороннему наблюдателю.
В сообществах межличностного общения отличающихся низким порогом доступа
4 См.
НетсЬсг 5.А.
Копт т а \У)гед \Уог1д (СатЬп<3$>е $Ш(Не$ т РЬНо$орЬу апб Ьа\у).
-СатЪпс^с: СатЪг'к1{;с 1)муег$11у Ргс$$.
2004.
5 См.
\УеЪег К.
Кс§и1аюгу Мо<1е1$ Гог 1Ьс ОпНпе \Уог1с1.
-ТЬе На§ие: К1ц\усг Ьа\у 1п1стапопа1,2002.
Р.
32.
6 В связи с вышесказанным протезируем Талкотта Парсонса: «С динамической точки зрения, или с точки зрения деятельности, социальное взаимодействие есть постоянное челночное движение между деятельностью и «санкциями».
Санкции можно представить себе в виде действий, которые выражают отношение к действию или к деятельности других посредством вознаграждений и наказаний.
Различие между ними что следует особо подчеркнуть это различие теоретическое.
Любой конкретный акт содержит в себе потенциальные последствия, имеющие значение для поддержания состояния системы или для ее изменения, и в определенной степени ориентирован на такие последствия...
В то же время каждое действие в какой-то степени реакция на действия других и содержит, по крайне мере имплицитно, оценку действий других акторов данной системы.
Таким образом, оно оказывает влияние на их последующие действия.
Это аспект санкций».
Цит.
по: Парсонс Т.
Новый • аналитический подход ктеории социальной стратификации.
/ Парсонс Т.
О структуре социального действия.М.: Академический Проект, 2000.
С.
577-578.
137

[Back]