Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 140]

подтверждения обоих вышеприведенных методологических подходов, что свидетельствует о диалектичности протекающих в сетевом социуме процессов.
Кроме того, в киберпространстве отчетливо проявляется сближение публичных и частных форм существования человека, что еще больше затрудняет разграничение применения социальных норм.

При рассмотрении вопроса о формировании социальных норм в
Интернет-сообществах необходимо учитывать исторические корни этого средства социальной регуляции.
Эволюция
Интернет-сообществ в вопросах социальных норм в значительной мерс зависит от социальных ценностей, разделяемых сетевым социумом в тот или иной исторический период.
Чтобы не произошло смешения понятий, подчеркнем, что социальные нормы и социальные ценности различаются с точки зрения их применения.
Различные социальные нормы, если они претендуют на значимость для одного и того же круга
пользователей, не могут противоречить друг другу', в рамках социальной структуры составляя согласованную систему.
В свою очередь, разделяемые в сетевом социуме ценностные
ориентации могут конкурировать между собой, поэтому они образуют не систему, а подвижную конфигурацию, что мы и наблюдаем применительно к эволюции социальной системы киберпространства.
К примеру,
Ю.Хабермас писал: «В свете норм я могу' решать, какое действие требуется, в рамках горизонта ценностей какое поведение рекомендуется.
Естественно, в обоих случаях проблема применения требует правильного действия.
Но если мы начинаем с системы значимых норм, тогда то действие "правильно", которое является хорошим в равной степени для всех; при ориентации на типичную ценностную констелляцию нашей культуры или формы жизни то поведение является "наилучшим", которое в целом и, в конечном счете, является хорошим для
нас» [162,Р.
256].
Касаясь норм поведения в Интернете, существовавших па этапе институционализации его социальной системы, можно констатировать: в те годы каждое сообщество имело право самостоятельно устанавливать ыо
[стр. 141]

обеих вышеприведенных методологических подходов, что свидетельствует о диалектичности протекающих в сетевом социуме процессов12.
Как отмечалось выше, при рассмотрении вопроса о формировании социальных норм в виртуальных сетевых сообществах необходимо учитывать исторические корни этого средства социальной регуляции.
Эволюция
социальной структуры виртуальных сетевых сообществ в вопросах социальных норм в значительной мере зависит от социальных ценностей13, разделяемых сетевым социумом в тот или иной исторический период.
Касаясь норм поведения в киберпространстве существовавших на этапе институционализации социальной системы киберпространства, можно констатировать: в те годы каждое сообщество имело право самостоятельно устанавливать стандарты поведения обязательные14 для своих участников.
Соответственно, принципы самоорганизации и саморегулирования были главенствующими в вопросах формирования социальных норм (ниже мы более подробно раскроем современные механизмы реализации указанных принципов).
Сформировавшаяся на этапе институтционализации телекоммуникационных сетей культура пользователей, оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на формирование социальных норм.
Как писал Мануэль Кас12 Кроме того, в киберпространстве отчетливо проявляется сближение публичных и частных форм существования человека, что еще больше затрудняет разграничение применения социальных норм.
13 Чтобы нс произошло смешения понятий, подчеркнем, что социальные нормы и социальные ценности разли• чаются с точки зрения их применения.
Различные социальные нормы, если они претендуют на значимость для одного и того же круга
акторов, не могут противоречить друг другу'.
8 рамках социальной структуры составляя согласованную систему.
В свою очередь, разделяемые в сетевом социуме ценностные
ориогтации могут конкурировать между собой, поэтому они образуют нс систему, а подвижную конфигурацию, что мы и наблюдаем применительно к эволюции социальной системы киберпространства.
К примеру.

Юрген Хабермас писал: «В свете норм я могу решать, какое действие требуется, в рамках горизонта ценностей — какое поведение рекомендуется.
Естественно, в обоих случаях проблема применения требует правильного действия.
Но если мы начинаем с системы значимых норм, тогда то действие «правильно», которое является хорошим в равной степени для всех; при ориентации на типичную ценностную констелляцию нашей культуры или формы жизни то поведение является «наилучшим», которое в целом и, в конечном счете, является хорошим для
пас».
Цнт.
по: НаЬегшаз .1.
Ветееп Рас1$ апс! N00115: СомпЬипопз (о а О1$соиг$е ТЬеогу оГ Ьам* апб Рстосгасу.
-СатЬп<1§е: СатЬпбдс Ытуегзку Рге$$, 1996.
Р.
256.
'* Применительно к социальным взаимодействиям, необходимо в первую очередь «вести речь об обязательствах, а не о правах.
Когда мы обсуждаем обязательства, то тем самым выражаем сиое непосредственное беспокойство тем, что должно быть сделано».
Цит.
по: О’ЫеШ О.
К‘§Ы$, ОЬП^апопз, апб №ес*5.
/ 1п: Вгоск С.
(ссЬ).
• Мссеззагу СоосЬ: Оиг Ксзропь&Шбез и> Меег ОгЬегз’ Ыеебз.
-ЬапНаш, МР: Коитап & 1ли1еПс1<1 РиЬПзЬегз, 1998.
Р.
105.
141

[Back]