Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 148]

при которой контроль со стороны традиционных социальных институтов был затруднен.
Вместе с тем в середине 90-х годов XX века начались процессы коммерциализация киберпространства.
Кроме того, осознав факт перерастания глобальных компьютерных сетей из маргинальной стадии в стадию быстрорастущей социальной общности, правительства разных стран мира стали разрабатывать и применять на практике разнообразные меры социального контроля.
При этом в основном
речь шла об адаптации законодательства к реалиям социальных взаимодействий в национальных сегментах киберпространства.
Однако некоторые экономически развитые государства шли еще дальше, претендуя на осуществление функций социального контроля и в международном масштабе.

Необходимо учитывать и диалектичность происходивших в те годы процессов.
Наряду с усилением социального контроля правительство США
реализовало план реформирования управления информационными потоками в сети Интернет.
Корневые серверы сети Интернет изначально находились под прямым или косвенным контролем правительства США.
Американское правительство выдвинуло и воплотило
в жизнь идею о том, чтобы был создан международный орган по управлению корневыми серверами, которому были переданы функции, принадлежавшие в указанной сфере правительственным структурам.
Идеологам этого плана хотелось, чтобы сотни миллионов пользователей через своих избранных представителей сами управляли сетью Интернет.
2 июля 1997 г.
по законам штата Калифорния была создана общественная организация
1САКЫ (Тйе Тп(ете( Согрогабоп Гог Азз^пеб Ыатез апб ИитЬегз).
Это некоммерческая, по идее, корпорация, основной функцией которой является управление системой доменных имен на международном уровне.
Практика функционирования 1СА№^ показала, что этой организации так и не удалось стать полноправным самоуправляемым органом сетевого социума.
Причина не только отсутствие демократической системы выборов руководства этой некоммерческой организации, но и се 148
[стр. 167]

был взят принцип свободы распространения информации (м(огтаНоп к>ап(х (о Ъе /гее), а также принцип невозможности и неприемлемости централизованного контроля.
Ведя речь об этом этапе становления новой социальной общности, американский исследователь Лаура Миллер (Ьаига МШег) характеризовала сеть Интернет как «...область безграничных возможностей и слабо выраженного социального контроля»1 * 3.
Лауре Миллер вторил филиппинский исследователь Куида Диксит (Кипба 01X11): «Присущая ему анархия, децентрализованная • природа и свобода от официального контроля, сделали Интернет идеальной средой для гражданского общества»4.
Л Барбара Мисцта (ВагЬага Л.
М1з21а1) шла еще дальше, называя технологические решения на которых основывается функционирование сети Интернет «технологиями свободы»5.
Таким образом, индивидуализм первых пользователей допускал объединение в виртуальные сообщества равных по социальному статусу акторов и предусматривал форму существования, при которой контроль со стороны • традиционных социальных институтов был затруднен.
Вместе с тем, в середине 90-х годов XX века начались процессы коммерциализация киберпространства.
Кроме того, осознав факт перерастания глобальных компьютерных сетей из маргинальной стадии в стадию быстрорастущей социальной общности, правительства разных стран мира стали разрабатывать и применять на практике разнообразные меры социального контроля6.
При этом в основном
1 МШег Ь.
\Уотеп апс! СЫИ Пгз1: Сспскг апб Ьс ЗсиПпй о 1кс П1сс1готс Ргоппег.
/ 1п: Вгоок.)., Воа11.Л.
(ес1$).
Ке$1$1т§1Ье У1пиа1 ЫСе: ТЬе Сикиге & Ро1Шс$ оПпГогтабоп.
-5ап Ргапс!$со: Ску 1995.
Р.
50.
А 01x11 К.
Оа(сНпе Еагтк: ,1оитаН$т а$ Йгс Р1апеТ Мапсгсб.
-МапПа: 1тсгРгс$5, 1997.
Р.
148.
* См.
М$Яа1 В.А.
ЫГогтаШу: 5осаа1 ТЬеогу апк СоШетрогагу Ргаспсе.
-Ь.: Кои11сб§с, 2000.
На наш же взгляд, приведенная цитата, чем не образец технологического детерминизма?..
Кроме того, как в свое время заметил Мишель Фуко (МсЬе1 Роисаик), люди очень часто маскируют привилегии посредством использования мифа свободы.
См.
Роисаик М.
Ро\Усг-кпоу*1еб§е: $е!ес1ес1т1егу'с\*5 ат! о1Нег иткт&5, 1972-1977.
/ Согбоп С.
(1гап$).
51к ебп.
-Ц.У.: РаШЬсоп.
1980.
Напомним, что на этапе институционализации телекоммуникационных сетей доступ к ним, за счет бюджетного финансирования имели либо ученые и представители госструктур, либо за свои деньги очень богатые люди, имевшие возможность оплачивать чрезвычайно дорогостоящий трафик.
6 Необходимо учитывать и диалектнчность происходивших в те годы процессов.
Наряду с усилением социального контроля правительство США
в 1997 году реализовало план реформирования управления информационными потоками в сети Интернет.
Корневые серверы сети Интернет изначально находились под прямым или косвенным контролем правительства США.
Американское правительство выдвинуло и в
1997 году во167

[стр.,168]

речь шла об адаптации офлайнового законодательства к реалиям социальных взаимодействий в национальных сегментах киберпространства.
Однако некоторые экономически развитые государства шли еще дальше, претендуя на осуществление функций социального контроля и в международном масштабе.

Отметим, что в национальных сегментах киберпространства кодифицированные институты социального контроля формируются государствами вне зависимости от внутреннего политического устройства.
Время возникновения указанных институтов определяется с одной стороны уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры и числом пользователей, а с другой готовностью со стороны политической элиты национальных государств к широкомасштабному внедрению информационных технологий в жизнь общества.
Указанные кодифицированные институты это, прежде всего, инструменты внешнего воздействия на социальную структуру сообществ и их мы рассмотрим в конце настоящего параграфа.
До того акцентируем наше внимание на общетеоретических аспектах организации социального контроля и такому инструменту социальной рефлексии в рамках самих коммьюнити как «саморегулирование».
Социальный контроль поведения пользователей может определяться как внутренними, так и внешними детерминантами.
При этом внешняя зависимость является, пользуясь термином Ю.
Хабермаса, условием ишперсубъективного взаимопонимания: участнику определенного виртуального сетевого сообщества дозволяются не все социальные действия, рациональные с плотило в жизнь идею о том.
чтобы был создан международный орган по управлению корневыми серверами.
которому были переданы функции, принадлежавшие
указанной сфере правительственным структурам.
Идеологам этого плана хотелось, чтобы сотни миллионов пользователей через своих избранных представителей сами управляли сетью Интернет.
2-го июля 1997 года по законам штата Калифорния была создана общественная организация
1СЛ>Ж (ТЪе 1пимпс1 Согрогапоп Гог Л$$1§псс! №тс$ апб НитЬсгв).
Некоммерческая, по идее, корпорация, основной функцией которой является управление системой доменных имен на международном уровне.

^САNN действует в рамках Меморандума о взаимопонимании с Министерством торговли США.
Практика функционирования 1САМ показала, что этой организации так и нс удалось стать полноправным самоуправляемым органом сетевого социума.
Этому способствует не только отсутствие демократической системы выборов руководства этой некоммерческой организации, но и ее финансовая непрозрачность (последний тезис неоднократно становился аргументом в обвинениях руководства IСАNN в коррупции).

[Back]