Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 31]

правила социально-экономического поведения и соответствующие регулирующие институциональные механизмы.
Некоторые исследователи использовали в своих работах положения сетевой теории,
делающей акцент на отношениях индивидов в сетях, в противовес традиционным моделям, сосредоточенным на изучении индивидов как независимых субъектов социальных взаимодействий.
Как писал К.
Фишер, при этом основная идея состоит в «объединении структурного анализа общества с жизнеспособной моделью функционирования индивида, с точки зрения того, что он или она являются участниками построения социального мира» [156, Р.
29].
Использование в работах сторонников сетевой теории таких понятий, как плотность социальных связей и переплетение социальных отношений, косвенным образом подтверждает методологическую основу указанной и
сел едовател ьской па ради гм ы.
Термин «сетевая социальная теория» хотя и употребляется в некоторых работах, однако с научной точки зрения не совсем корректен.
Так, в
монографии Дж.Ритцера сетевая теория рассматривается как «научное направление», без критического анализа ее научной состоятельности [99, С.
342-346].
На самом же деле, несмотря на многочисленную литературу, в которой упоминается «сетевая» теория, у приверженцев этого научного направления фактически отсутствует теоретическое ядро, позволяющее постулировать основные концепты.

Основные положения концепции «сетевой» теории общества были сформулированы американским социологом Р.
Бертом
[146].
«Главный акцент эта теория делает на действующих личностях, готовящих или
принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга» [87, С.
220].
Говоря другими словами, личностные атрибуты действующих личностей лежат в основе объяснительной концепции устройства общества в целом.
Известный американский
исследователь Б .Уэлман следующим образом формулирует свою позицию относительно сетевой теории: 31
[стр. 51]

сом общественных классов.
Ричард Склоув (К.
5с1оус) пришел к такому же заключению, идентифицировав технические артефакты как элементы социальной структуры.
Склоув определил социальную структуру общества как «задний план ее будущего, помогающий определять и формировать образцы человеческого взаимодействия.
Ближайшие примеры включают законы, главные политические и экономические институты и системы культурного просвещения»".
Он доказал, что технологии тоже входят в этот перечень, так как они имеют такие же виды структурных эффектов, как и другие элементы социальной структуры.
Некоторые исследователи использовали в своих работах положения сетевой теории11
12, делающей акцент на отношениях акторов в сетях, в противовес традиционным социологическим моделям, сосредоточенным на изучении индивидов как независимых акгоров социальных взаимодействий.
Как писал американский социолог Клод Фишер (С1аи<1е 8.
ПзсЬег), при этом основная идея состоит в «объединении структурного анализа общества с жизнеспособной мо* делью функционирования индивида, с точки зрения того, что он или она являются участниками построения социального мира»13.
Использование в работах сторонников сетевой теории таких понятий как плотность социальных связей и переплетение социальных отношений косвенным образом подтверждает методологическую основу указанной исследовательской
парадигмы.
Основные положения концепции «сетевой» теории общества были сформулированы американским социологом Рональдом Бертом
(КопаШ Вип)14.
«Главный акцент эта теория делает на действующих личностях, готовящих или 11 5с1оуе К.
Цсшосгасу апй ТесЬпо1ову.
-И-У.: ОиПГоп! Ргс$$, 1995.
Р.
М.
12 Термин «сетевая социальная теория» хотя и употребляется в некоторых работах, однако с научной точки зрения не совсем корректен.
Так.
в
переведенной на русский язык монографии Джорджа Ритцера (Сеог^е КИ/сг) сетевая теория рассматривается как «научное направление», без критического анализа ее научной состоятельности.
См.
Ритцер Д.
Современные социологические теории.
5-е изд.
/ Пер.
с англ.
А.
Бойков, А.
Лисицына.
СПб.: Питер, 2002.
С.
342-346.
На самом же деле, несмотря на многочисленную литературу, в которой упоминается сетевая теория, у приверженцев этого научного направления фактически отсутствует теоретическое ядро, позволяющее постулировать основные концепты.

3 р$сЬег С.5.
(е<1$).
Ыенчогкз ал^ Р1асе$: $оаа1 Ке1абоп§ ш 1Не 1!гЬап 5е1Нп§.
-Ь'.У.: Ргее Ргсз$, 1977.
Р.
29.
11 См.
Вин К.
То\\агб а 51гис1ига1 ТНсогу оГ Асбоп: №(жогк Мобс1$ оГ$ос1а1 $!гис1иге, Регсербоп апб Асбоп.
КУ.: Лса(1спбс Ргс$$, 1982.
51

[стр.,52]

принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга»15.
Говоря другими словами, личностные атрибуты действующих личностей лежат в основе объяснительной концепции устройства общества в целом.
Известный американский
социолог Барри Уэлман (Ваггу ЧУеПтап) следующим образом формулирует свою позицию относительно сетевой теории: «Приверженцы сетевой теории отталкиваются от простой, но внушительной посылки, что первейшим делом социологов должно быть изучение социальной структуры...
Наиболее непосредственный способ исследования социальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать модели связей, объединяющих членов общества.
Аналитики сетей выискивают за сложной структурой социальных систем глубинные и при этом упорядоченные сетевые модели...
Действующие субъекты и их поведение рассматриваются с учетом ограничений, которые на них накладывают эти структуры.
Таким образом, упор здесь делается не на свободно действующих субъектах, а на структурных ограничениях»16.
е И далее Уэлман пишет: «Аналитики сетей стремятся изучать упорядоченный характер поведения людей и сообществ, а не регулярный порядок убеждений о том, как им следует себя вести.
Следовательно, они пытаются избежать нормативных объяснений социального поведения.
Они отвергают любое положение, трактующее социальный процесс в качестве суммы персональных характеристик индивидуальных акторов и интернализованных норм, как нс являющееся структурным»17.
В настоящее время сетевая теория складывается из разрозненных и разноплановых работ, хотя и базирующихся на ряде согласованных принципов.
Вот как описывает эти принципы Джордж Ритцер (Оеог&е Кл12ег): «Во-первых, связи между действующими субъектами симметричны как в плане содержания, так и по степени интенсивности.
Действующие субъекты предоставляют друг другу разного рода вознаграждения, при этом интенсивность такого свершения 15 Цнт.
но: Осипов Г.В.
Социология и социальное мифотворчество.
-М.: Норма.
2002.
С.
220.
16 ^еИтап В.
ЦсКУогк Лпа1у$& 5оте Ва$'с Рппар1е$.
/ 1п К.Со11т$ (есЬ).
5оао1о§'са! П1еогу-1983.
-5ап Ргап•С1$со: Зо*$су-Ваз$.
1983.
Р.
156-157.
17 Там же.
Р.
162.
52

[Back]