Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 41]

Такая же ситуация и с осуществляемыми посредством использования Интернета социальными взаимодействиями, функциональность которых реализуется путем использования объектов иной природы.
Таким образом, по своей сути «виртуальное» является вполне реальным.
Как утверждает американский социальный антрополог
Б.Пфафенбергер, виртуальность не «новая действительность», но часть повседневности.
Поскольку виртуальность социальна, говоря о ней, необходимо подразумевать термин «социальная виртуальность»
[178, Р.
491516].
Соответственно, возникает проблема наименования среды, в которой осуществляются социальные взаимодействия.

Так, один из идеологов киберпространства Джон Перри Барлоу, автор известной «Декларации независимости Киберпространства», для описания мира «реальной действительности, мира, в котором люди встречаются лицом к лицу и участвуют в социальном взаимодействии в физической среде», зачастую использует термин «теа&расе».
Мы же в дальнейшем будем использовать для описания среды
социальных взаимодействий уже устоявшиеся в русском языке слова: «оффлайн» применительно к взаимодействиям в «физической» среде и «онлайн» к процессам, происходящим в телекоммуникационных сетях Интернета.
Эти англоязычные термины мы предпочитаем транслитерировать, ибо они не поддаются точному
и однозначному переводу.
Практика функционирования
Интернета доказала, что «виртуальное» и «реальное» могут существовать раздельно друг от друга, в своем же синтезе они создают картину окружающей человека объективной реальности.
Испанские ученые ЭЛ 1аттаро и Дж.Сартор считают, что «киберпространство сливается с физическим пространством, обеспечивая основу для нового типа социальной организации» [177, 2002].
Связь «реального» и «виртуального» достаточно сложна, она требует философского осмысления, которое еще необходимо
сделать науке на новом онтологическом уровне.
А пока этого не произошло, было бы ошибочным при восприятии виртуальности сводить все
41
[стр. 27]

Объективно говоря, использование термина «виртуальный» в его традиционном смысле, применительно к артефактам телекоммуникационных технологий весьма неудачно, ибо не может быть такого артефакта как «нереальная виртуальная» или же «потенциально» реальная вещь (к примеру, компьютерная программа)5.
Подчеркнем, что в процессе создания «виртуального» физически существуют строки кода компьютерных программ, соответствующие аппаратные средства, благодаря которым появляется виртуальная реальность.
Такая же ситуация и с осуществляемыми посредством использования
телекоммуникационных сетей социальными взаимодействиями, функциональность которых осуществляется посредством использования объектов иной природы.
Таким образом, по своей сути, «виртуальное» является вполне реальным.
Как утверждает американский социальный антрополог
Брайан Пфафенбергер (Впап РГаГГепЬег&ег), виртуальность не «новая действительность», но часть повседневности.
Поскольку виртуальность социальна, говоря о ней, необходимо подразумевать термин «социальная виртуальность»6.

Соответственно, возникает проблема наименования среды, в которой осуществляются социальные взаимодействия.

В современном английском языке применительно к пространству телекоммуникационных сетей вместо слова «реальный», используется неологизм «теа1зрасе»7 *.
Так, один из идеологов кио берпространства Джон Перри Барлоу (.1оЬп Реггу Ваг1о\у) для описания мира «реальной действительности, мира, в котором люди встречаются лицом к лицу 5 Объективно говоря использование терминов «киберпространство» и «виртуальная реальность», а также производных от них слов применительно к социальной реальности не совсем корректно.
Особенно наглядно это видно с позиций феноменологической социологии, однако иных устоявшихся терминов для описания пространства социальных взаимодействий в телекоммуникационных сетях пока нет и, поэтому мы в дальнейшем будем использовать указанные дефиниции при этом, в первую очередь, ориентируясь на их социальную составляющую.
6 РГаПГепЬег^ег В.
ТЬе 5ос1а1 АтЬгоро1о§у оГТесЬпо1о§у // Аппиа! Кеу1е\у оГ АптЬгоро1о§у, 1992, № 21.
РР.
491516.
7 Термин, на момент написания настоящей работы, не получил однозначного русскоязычного аналога.
Впервые в толковых словарях термин появился в 2003 году в Оксфордском толковом словаре английского языка.
Дословный перевод «мясное пространство».
* Джон Перри Барлоу вице-председатель Фонда электронных рубежей (Е1ссггоп1с Ргопйсг Роипбапоп) некоммерческой исследовательской и правозащитной организации, занимающейся социальными и правовыми проблемами функционирования киберпространства.
Фонд электронных рубежей был основан Барлоу в 1990 году совместно с Митчелом Д.
Кейлором.
8 февраля 1996 в Давосе (Швейцария) па Всемирном экономическом форуме Барлоу огласил «Декларацию независимости Киберпространства», ставшую классическим документом либертарианства в телекоммуникационных сетях.
27

[стр.,28]

и участвуют в социальном взаимодействии в физической среде», зачастую, использует термин «шеа&расе».
Мы же в дальнейшем будем использовать для описания среды
взаимодействий уже устоявшиеся в русском языке слова: «офлайн» к взаимодействиям в «физической» среде и «онлайн» к процессам, происходящим в телекоммуникационных сетях.
Эти англоязычные термины мы предпочитаем транслитерировать, ибо они не поддаются точному
переводу.
Практика функционирования
телекоммуникационных сетей доказала, что «виртуальное» и «реальное» могут существовать раздельно друг от друга, в своем же синтезе они создают картину окружающей человека объективной реальности9.
Связь «реального» и «виртуального», достаточно сложна, она требует философского осмысления, которое еще необходимо
науке сделать на новом онтологическом уровне.
А пока этого не произошло, было бы ошибочным при восприятии виртуальности, сводить все
исключительно к постулатам традиционного реализма или же к постсовременным философским концепциям.
После столь необходимого предисловия перейдем к рассмотрению факторов, влияющих на формирование «социальной общности пользователей телекоммуникационных сетей»у в рамках которой функционируют социальные структуры виртуальных сетевых сообществ.
Сам факт существования в глобальных телекоммуникационных сетях социальной общности10 11, свидетельствует о возрастании зависимости людей друг от друга в современном мире11.
Используя терминологию Пьера Бурдье (ВоигсНеи Рюггс) будем рассматривать телекоммуникационные сети как социальное полеу т.е.
специфическое 9 Испанские социологи Энрико Паггаро (Еппсо Рапаго) и Джованни Сартор (Ск)уапш Баг(ог) счигают, что «киберпространство сливается с физическим пространством, обеспечивая основу для нового типа социальной организации».
Цнт.
по: РаПаго Е.
Залог С.
N0170$, Ьа\у$ аж1тЬе 1тсте1.
/ Рарсг ргс$сп1е<1 № 1Ье «II Соп§ге$о гтшпЛа! бе бсгесНо тоГогш'аНсо».
-Мабпб,23-27/09/2002.
10 Более подробно, см.
Бондаренко С.В.
Социальная система киберпространства как новая социальная общность 11 Научная мысль Кавказа.
Приложение.
2002, Ла 12 (38).
С.
32-39; Бондаренко С.В.
Социальная система киберпространства.
/Технологии информационного общества Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции.
Санкт-Петербург, 25 29 ноября 2002 г.
-СПб.: Издательство СПбГУ.
2002.
С.
14-15; Бондаренко С.В.
Социальная общность киберпространства // Информационное общество.
2002.
4.
С.
61-64; Бондаренко С.В.
О социальной структуре киберпространства.
/ Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и азьтернативы»: В 3 т.-М.: Альфа-М,2003.
~Т.
I.
С.
91-93.
11 Указанная зависимость проявляется в экономической, социальной, культурной, психической и иных сферах человеческой деятельности.
Более подробно см.
'Герин В.И.
Массовая коммуникация.
Социокультурные аспекты политического воздействия.
Исследование опыта Запада.
-М.: Издательство института социологии РАН, 1999.
28

[Back]