Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 61]

Многовариантность социального пространства, в сочетании с изменением информационно-коммуникационных возможностей, приводит к существенным изменениям социально-экономической среды обитания человека.
Существует два пути взаимодействия человека с киберпространством как социальной средой трансформационный (люди противостоят телекоммуникационным технологиям, воспринимая их как нечто чуждое им) и адаптационный (пользователи вживаются в новую для них социальную среду, ощущая себя ее частью).

При изучении социальных взаимодействий, осуществляемых в
Интернете, перед исследователем рано или поздно возникает вопрос о соотнесении закономерностей, проявляющихся в различных типах социальных пространств.
Перечень используемых в
Интернете технических артефактов не может дать объяснений, почему пользователи уже готовы принять набор появляющихся на экране данных как новую среду для осуществления социальных коммуникаций и некий реально существующий мир.
Для пользователей технические устройства имеют ценность не сами по себе, а как инструменты познания окружающего мира, осуществления процессов коммуникации, решения тех или иных задач.

'Г.
Эриксон высказал предположение о том, что социальные взаимодействия в виртуальном пространстве могут происходить так же, как и в физическом мире (154).
При этом в онлайне общество складывается из тех же людей, что и в оффлайне, поэтому и социальные закономерности оказываются одинаковыми.
Разумеется, приведенный тезис необходимо понимать не буквально, поскольку киберпространство имеет свою специфику, в частности, при осуществлении процессов коммуникации
и организации групповой деятельности.
В дальнейшем, при рассмотрении тех или иных аспектов функционирования Интернет-сообществ, мы будем акцептировать внимание на различиях в осуществлении социальных взаимодействий в оффлайне и в онлайне.
В то же время, по утверждению Б.Уэлмана и М.Гулайя, новые 61
[стр. 31]

На формирование новой социальной общности повлияло тесное переплетение в современном обществе технологического и социального начал.
Научнотехнический прогресс, вызывая изменения в способах производства, воздействует и на общественные отношения, изменяя их, а также способствуя появлению новых социальных общностей.
Многовариантность социального пространства, в сочетании с изменением информационно-коммуникационных возможностей, приводит к существенным изменениям социально-экономической среды обитания человека.
Существует два пути взаимодействия человека с киберпространством как социальной средой трансформационный (люди противостоят телекоммуникационным технологиям, воспринимая их как нечто чуждое им) и адаптационный (пользователи вживаются в новую для них социальную среду, ощущая себя ее частью).

Появившись в качестве технологии для военных и научных нужд, по историческим меркам телекоммуникационные сети достаточно быстро превратились в неотъемлемую часть повседневности, а компьютерная техника и аппараты сотовой связи из промышленного оборудования перешли в разряд предметов быта.
Одним из важных этапов указанного перехода, стала разработка протоколов ТСР/1Р, способствовавших появлению сети Интернет, объединившей значительное число компьютерных сетей13.
Это стимулировало некоторых исследователей к теоретическому осмыслению перспектив возникновения новых социальных структур, свободных от традиционно существующих ограничений »< 13 В начале XXI века глобальная компьютерная сеть Интернет включала в себя свыше 50 ООО компьютерных сетей меньшего размера.
Существует множество компьютерных сетей, владельцы которых, пользуясь своим правом информационной стратификации, запрещают подсоединение к сети Интернет.
К примеру, согласно принятому в России в конце 2002 года закону «О Государственной автоматизированной системе «Выборы» (ГЛС) подключение сети системы к сети Интернет и другим сетям связи категорически запрещено.
Поэтому для ГАС была построена собственная мультисервис пая сеть.
Аналогичные требования предъявляются к сетям специального назначения не только в России, но и практически во всех странах мира.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безоласносги РФ в сфере международного информационного обмена», запрещается включать в состав средств международного информационного обмена (в том числе и с подключением к сети Интернет) информснстсмы, сети связи и автономные персональные компьютеры, в которых обрабатывается информация, содержащая гостайну, и служебная информация ограниченного распространения.
31

[стр.,33]

нения новых информационных технологий на динамику изменения системы у ценностей.
2.
Воздействие информационных технологий на социальную организацию общества: использование новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми»19.
т Как отмечал исследователь Павел Куртис (Рауе1 Сигйз), хотя технологии имеют важное значение для разработки новых возможностей коммуникации, форм функционирования социальных структур и многих других аспектов функционирования компьютерных сетей, однако, в конечном счете, не они определяют смысл существования киберпространства20.
С точки зрения Куртиса, указанный смысл заключается в информационном обмене, ориентированном на удовлетворение многообразных интересов пользователей.
При изучении социальных взаимодействий, осуществляемых в
телекоммуникационных сетях, перед исследователем рано или поздно возникает вопрос о соотнесении социологических закономерностей, проявляющихся в различных типах социальных пространств.
Перечень используемых в
телекоммуникационных сетях технических артефактов21 не может дать объяснений, почему пользователи при включении устройств уже готовы принять набор появляющихся на экране данных как новую среду для осуществления социальных коммуника* ций и некий реально существующий мир.
Для пользователей технические устройства имеют ценность не сами по себе, а как инструменты познания окружающего мира, осуществления процессов коммуникации, решения тех или иных задач.
*
2 19 См.
Чучкевич М.М.
Что такое сетевая организация? -М.: Институт психологии РАН, 1999.
го См.
СигТ15 Р.
Ми<кНп§: $оаа1 РЬспошепа т Тех1-Ва$с<1 \Члиа1 КеаИпе$ //1телек, 1992 (\\Л'тсг), уо1 3.3.
Р.
26.
2' Американский исследователь Сара Кайзлср (Бага К1с51сг) и сс соавторы отмечали: «Программное обеспечение, необходимое для осуществления электронной коммуникации, слепо относительно вертикальной иерархии и социальных отношений, существующих в организации».
Цит.
по: Кк$1ег $., $'с&с1 МсСшгс Т.Ш.
$ооа! р$ус1ю]о&1са1 а$рес15 оГ сотри!ег-те<Ьа1с<1 соттитсапоп // Атепсап Р$усНо1о§1$1.
1984, \о! 39, Лз 10.
РР.
11231134.
33

[стр.,34]

Еще в 1993 году социолог Томас Эриксон (Т.Э.
Епскзоп) высказал предположение о том, что социальные взаимодействия в виртуальном пространстве могут происходить так же, как и в физическом мире22.
При этом, отмечал Анатолий Левснчук, один из крупнейших российских специалистов в области телекоммуникационных технологий: «В онлайне общество складывается из тех же людей, что и в офлайне, поэтому и социологические закономерности оказываются одинаковыми»23 24.
Разумеется, приведенный тезис необходимо понимать не буквально, поскольку киберпространство имеет свою специфику, в частности, при осуществлении процессов коммуникации,
организации групповой деятельности и т.
д.
(в дальнейшем по тексту диссертации мы, при рассмотрении тех или иных аспектов функционирования социальной структуры, будем акцентировать внимание на существующих различиях в осуществлении социальных взаимодействий в офлайне и в онлайне).
Вместе с тем, как утверждают американские исследователи Барри Уэлман (Ваггу \Ус11тап) и Милена Гулия (МПепа Оийа), новые технологии не слишком изменили характер отношений в социуме.
В большинстве своем взаимоотношения в киберпространстве, с некоторыми допущениями, подобны отношениям в «реальной» жизни: они слабы, неустойчивы и специализированы21.
Для понимания приведенной точки зрения Уэлмана и Гулия, используем метафоричное сравнение социума киберпространства с социумом большого города25, поскольку в этом случае выявляется больше совпадений организации социальных связей, чем, к примеру, в небольшом населенном пункте.
Современные города, как и виртуальные миры, представляют собой сосредоточение большого числа мало или вовсе незнакомым друг с другом индивидов.
Соответственно, большинство социальных связей в киберпространстве, как и в ус22 Епскзоп Т.О.
Ргот 1п1сгГасе !о 1п1сгр1асс: ТЪс Зра(>а1 Егшгопшет аз а МеЛит Гог 1тегасиоп.
/ Ргосеейт^з оГ 1Не Еигорсап СопГегепсе оп Зраиа11пГогтаиоп ТЪеогу.
-Не!с1с1Ьегц: 8рпп&сг Усг1а&, 1993.
23 Цит.
по: Говорун М.
Чашечка кофе для онлайн-скворцов // Мир 1п1стс1,2002, № 6-7 (69).
С.
20-23.
24 \УсНтап В., ОиПа М.
Ке1 5игГсг$ Поп' К^е Л!опс: У1ниа1 Соттитпез а5 СоттипМез.
/ 1п: ЗткН М.Л., Ко11оск Р.
(еск).
СоттипМез ш СуЬсгзрасе.
-Ь.: Кои11сс1§е.
1999.
РР.
163-190.
25 Используя метафору города, автор, тем не менее, солидарен с точкой зрения социолога Льюиса Вирта (МпЬ Ьош$), писавшего: «В многочисленной литературе, касающейся городов, мы напрасно будем искать теорию, систематизирующую доступные знания относительно восприятия города как социального обьекта».
Цит.
но: МпЬ Ь.
ЦгЪашзш а$ а \Уау оГЫГе.
/ 1п: ЗеппеП К.
(е<1$).
С1а$$ю Еззауз оп (Не СиИигс оГСтез.
-Пп&1с\уоо(1 СПГГз: Ргешке-НаН, 1969.
Р.
149.

[Back]