информационных ресурсов, выбор языка коммуникации остается за владельцами сайта. В сообществах межличностной коммуникации выбор языка взаимодействия определяется самими пользователями. В любом случае, язык выступает одним из факторов информационной стратификации. Гак, синхронные коммуникативные взаимодействия требуют от участников не только навыков печатания текста на клавиатуре, но и знания языка общения. Если же пользователь плохо владеет языком, то, с его точки зрения, взаимодействия могут осуществляться слишком быстро, и он не будет успевать формулировать вопросы и давать ответы на реплики собеседников. В данном случае мы имеем дело с когнитивно-семантическим аспектом информационной стратификации, действие которого приводит к тому, что в системах мгновенного обмена информацией функционируют монолингвистические сообщества. Когнитивно-семантический аспект информационной стратификации вообще является важным фактором в вопросах функционирования социальных групп в киберпространстве. Именно благодаря этому аспекту группы в своих коммуникационных практиках зачастую демонстрируют внешнему наблюдателю национальную составляющую. Б.Андерсон ввел в научный оборот широко известное определение нации как воображаемого сообщества, подчеркивающее тот факт, что бытие нации, реальность ее существования основывается на убеждении, вере, представлении об общности с другими людьми [1, 2001]. Диаспоры могут быть определены как группы, разделенные географически с их исторической родиной, однако поддерживающие духовную, культурную, религиозную и иные типы связи с соотечественниками. Новые формы глобальной коммуникации облегчают взаимоотношения и получение информации о событиях, происходящих па родине, и помогают, благодаря 'телекоммуникационным технологиям, поддерживать ощущение единства нации. Критерием классификации может выступать и организационная форма сообществ. В киберпространстве сообщества могут функционировать в 77 |
■ сайтов, на которых осуществляется распространение националистической информации, направленной против других национальностей или пропагандирующих превосходство одной нации над другими; ■ сайтов, направленных против конкретных асоциальных групп и движений; ■ «сайтов ненависти»10. В последнем случае речь идет о сайтах, на которых размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к физическим лицам или социальным группам. Мотивация создателей такого рода сайтов основана на нетерпимости участников указанных сообществ к религиозным взглядам, нетрадиционной сексуальной ориентации, этической принадлежности, экстремистских политических взглядах и т.д. Исходя из использования при осуществлении коммуникативных взаимодействий того или иного языка, сообщества можно классифицировать по лингвистическому принципу на монолингвистические и полилингвистические. В сообществах, формирующихся вокруг информационных ресурсов, выбор языка коммуникации остается за владельцами сайта. В сообществах межличностной коммуникации выбор языка взаимодействия определяется самими акторами. В любом случае, язык выступает одним из факторов информационной стратификации. Так, синхронные коммуникативные взаимодействия требуют от участвующих в них акторов не только навыков печатания текста на клавиатуре, но и знания языка, на котором происходят интеракции. Если же актор плохо владеет языком, то, с его точки зрения, взаимодействия могут осуществляться слишком быстро, и он не будет успевать формулировать вопросы и давать ответы на реплики собеседников. В данном случае мы имеем дело с когнитивно10 К такого типа сайтам могут быть отнесены информационные ресурсы самой разной направленности от неонацистских и антифашистских, антипедофиличсских и националистических. Сайты мо1ут создаваться и функционировать на постоянной основе или же в ответ на какое-либо событие, как это, к примеру, было в феврале 2002 года, когда в российском сегменте сети Интернет появилось большое количество сайтов протеста связанных с конфликтами возникшими в ходе проведения Олимпиады по зимним видам спорта я Солт-Лейк-Сити (США). семантическим аспектом информационной стратификации, действие которого приводит к тому, что в системах мгновенного обмена информацией функционируют монолингвистические сообщества. Когнитивно-семантический аспект информационной стратификации является важным фактором в вопросах функционирования социальных групп в киберпространстве. Именно благодаря этому аспекту, группы в своих коммуникационных практиках, зачастую, демонстрируют внешнему наблюдателю национальную составляющую. Бенедикт Андерсон (ВепесНс* * Апбсгзоп) ввел в « научный оборот широко известное определение нации как воображаемого сообщества (та&пес! сомтит1у)и, подчеркивающее тот факт, что бытие нации, реальность ее существования основывается на убеждении, вере, представлении об общности с другими людьми. Диаспоры могут быть определены как группы, разделенные географически с их исторической родиной, однако, поддерживающие духовную, культурную, религиозную и иные типы связи с соотечественниками. Новые формы ♦ глобальной коммуникации облегчают взаимоотношения и получение информации о событиях, происходящих в стране происхождения и помогают, благодаря телекоммуникационным технологиям, поддерживать ощущение единства нации'2. Критерием классификации может выступать и организационная форма сообществ. В киберпространстве сообщества могут функционировать в самых разных организационных формах: электронные конференции, виртуальные • коммерческие структуры, электронные библиотеки и т.д. При этом, под организационной формой виртуального сетевого сообщества будем понимать цельную систему взаимозависимых структурных, культурных, информационностратификационных, коммуникационных, временных и программнотехнологических компонентов, которая придает иитеракциям внутри социаль11 Апс1сгзоп В. 1та§тсс1 СоттитПсз: КсПссПопз оп «Нс Оп&т апи Зргеаи оГЫаЦопаНзт. -Ь.: Уегм, 1991; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. -М.: «КАНОН-прссс-Ц», «Кучково поле», 2001. • 12 См. СПГГог<1.1. Кошсз: Тга\с1 апс! Тгапз1апоп ш «Ье Ьа!с Тисп1!с1Ь СсШигу. -СатЬп^с, МЛ: Наг\агс1 ЦтуетзИу Ргсзз, 1997. 319 |