Проверяемый текст
Бондаренко Сергей Васильевич. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ (Диссертация 2004)
[стр. 94]

сообщества с добровольным членством должны рассматриваться как самоорганизующиеся системы.
При этом в качестве основного мотива вступления в сообщество выступает возможность участия в социальных взаимодействиях в
близкой для пользователя коммуникативной среде.
Выгоды,
котрые получают участники Интернет-сообществ от участия в их деятельности, в большинстве случаев не имеют материального эквивалента и определяются социальными факторами.
Приходя извне в уже сформировавшееся сообщество, индивид, в первую очередь, интересуется тем, как на него реагируют другие, и уже после этого решает вопросы, связанные с удовлетворением собственных информационных
потребностей.
Это особенно актуально в сообществах межличностной коммуникации с мпогонаправлеииыми информационными потоками и имеет меньшее значение в сообществах, созданных с коммерческими и иными целями, в которых преобладает однонаправленный поток информации.
Именно осознание общности групповых интересов позволяет отличать социальные
сообщества от сетевых социальных агрегатов.
При этом индивиды в рамках
сообществ связаны общей идеологией, традициями, социальными нормами и г.д.
Стабильность существования любого сообщества зависит от степени интеграции личных потребностей личности с интересами участников сообщества.
Без стремления
к достижению коллективных целей, соблюдения общих этических норм Ин тернет-сообщество не может считаться сформированным.
Процесс возникновения Интернет-сообществ включает несколько этапов: создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после этого на этот ресурс приходят или не приходят пользователи.
Со временем, в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса, возникает
сообщество.
Таким образом, социальный агрегат трансформируется в
сообщество, и процессы эти имеют много общего как в оффлайне, так и в онлайне, поскольку в рамках человеческого общества функционирование социальных групп является 94
[стр. 300]

пользовании двух, казалось бы, взаимоисключающих принципов модификации и атомизации.
Атомизация проявляется в том, что пользователь подключается к телекоммуникационным сетям и действует в них, как правило, без физического присутствия рядом с ним других лиц.
После же подключения к сети, индивид участвует в социальных взаимодействиях, то есть, уже можно говорить о массификации.
При этом, в качестве основного мотива вступления в сообщество, выступает возможность участия в социальных взаимодействиях в
референтной для • пользователя коммуникативной среде.
Выгоды,
которые получают участники виртуальных сетевых сообществ от участия в деятельности коммьюнити, в большинстве случаев не имеют материального эквивалента и определяются социальными факторами.
Приходя извне в уже сформировавшееся сообщество, индивид, в первую очередь, интересуется тем, как на него реагируют другие и уже после этого решает вопросы, связанные с удовлетворением собственных информационных
• потребностей.
Приведенный тезис особенно актуален в сообществах межличностной коммуникации с много направленными информационными потоками и имеет меньшее значение в сообществах, созданных с коммерческими и иными целями, в которых преобладает однонаправленный поток информации.
Именно осознание общности групповых интересов, позволяет отличать социальные
структуры следует от сетевых социальных агрегатов.
При этом индивиды в рамках
социальной структуры связаны общей идеологией, традициями, соци•• альными нормами и т.д.
Как уже указывалось выше, стабильность существования любой социальной структуры зависит от степени интеграции личных потребностей личности с интересами участников сообщества.
Без стремления
акторов к достижению коллективных целей, соблюдения общих для участников коммьюнити этических норм, сетевое сообщество не может считаться сформированным.
Так, проведенный группой американских исследователей эмпирический анализ инте• ракций, осуществлявшихся в дискуссионных группах сети Узспсг, показал, что 300

[стр.,301]

в социальном отношении виртуальные сообщества, признаются со стороны их участников сформированными только после принятия общих норм поведения14.
Процесс возникновение виртуальных сетевых сообществ включает несколько этапов: создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после этого на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи.
Со временем в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса, возникает
социальная структура.
Таким образом, социальный агрегат трансформируется в
социальную структуру и, процессы эти имеют много общего как в офлайне, так и в онлайне, поскольку в рамках человеческого общества, функционирование социальных групп является основной формой проявления традиционных социальных практик15.
В частности, исследователь из Белоруссии Владимир Фуре пишет: «Организующей единицей социальных практик является сообщество, представляющее собой как бы узелок в уходящей за горизонт сети интсракций; оно генерирует специфические формы идентичности, собственную нормативность, свою картину мира («мифологию» в смысле позднего Витгенштейна), при этом, еще связывая их в уникальное триединство.
Но «сообщество» не эрзац «общества», не новая личина квазисубъекта или «социального организма»: его границы, как правило, легко проницаемы, сообщества налагаются друг на друга, пересекаются, часто являются эфемерными.
Тогда все прочные прежде реальности личностная идентичность, интерсубъективная нормативность, «объективный мир» становятся зыбкими и текучими.
Их, как бы, много, но они все больше разные, причем, каждое из этих триединств, взятое в отдельности, оказывается достаточно призрачным»16.
В таких условиях социальные практики участвующих в сообществах акторов могут быть понятыми с одной стороны, через анализ интерсубъективных 14 См.
МсЬаи&ЬНп М.Ь., 0$Ьотс К.К., $тиН С.В.
$!апс1аг(35 оГСопсГис! оп Ц$спе(.
/ 1п: .!опс$ 5.С.
(с(1$).
СуЬегЗоаеу.
Сотри1ег-Ме<ПаЫ Соттишсагюп ап<1 Соттипиу.
-ТЬоизапй Оак$ СА: 5а§е, 1995.
РР.
90-1! I.
15 См.
работы по этой теме: Ьсс В.
Рга&табсз оГсоттитгу ог&аш2т$.
-М$$1$$аи2а: Соттоп Ас1 Ргс$5, 1999; \УЬагГВ., С1а§ие М.
(есЗз).
Соттипку ог§ашгтб: СапасПап ехрепепсе*.
-Тогото: ОхГоп1 11т\ег$йу Ргс$$, 1997; \УЬагГВ.
(е<1$).
Соттипиу могк т Сапаба.
-Тогото: МсСкИапй ап<1 51емаг1, 1979.
16 Фуре В.Н.
Контуры современной критической теории.
-Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2002.
С.
30.


[стр.,349]

различную внутреннюю структуру, используют разнообразные способы расширения своего состава.
Сетевые социумы следует отличать от сетевых социальных агрегатов, поскольку обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей общности.
При этом члены социальной структуры связаны общей идеологией, традициями, социальными нормами и т.д.
Возникновение же виртуальных сетевых сообществ происходит следующим образом: создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после этого на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи глобальных сетей.
Со временем, в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса возникает
социальная структура, и социальный агрегат трансформируется в социальную структуру.
Развитие виртуальных сетевых сообществ как социальных групп, обуславливается развитием совместной деятельности пользователей, входящих в группу.
Кроме того, эволюция технологий коммуникации влияет на развитие самих виртуальных сетевых сообществ как социальных групп.
Маргинальные акторы позитивной направленности стимулируют эволюционные процессы в виртуальных сетевых сообществах.
В процессе коммуникативных практик осуществляемых на регулярной основе виртуальные сетевые сообщества воспроизводят социальную структуры, что и делает эти социальные образования жизнеспособными.
Изучением процессов социального воспроизводства осуществляется в рамках социологии виртуальных сетевых сообществ.

[Back]