основной формой проявления традиционных социальных практик. Как отмечает В.Н.Фуре: «Организующей единицей социальных практик является сообщество, представляющее собой как бы узелок в уходящей за горизонт сети интеракций; оно генерирует специфические формы идентичности, собственную нормативность, свою картину мира ("мифологию" в смысле позднего Витгенштейна), при этом еще связывая их в уникальное триединство. Но "сообщество" не эрзац "общества", не новая личина квазисубъекта или "социального организма": его границы, как правило, легко проницаемы, сообщества налагаются друг на друга, пересекаются, часто являются эфемерными. Тогда вес прочные прежде реальности личностная идентичность, интерсубъективная нормативность, "объективный мир" становятся зыбкими и текучими. Их как бы много, по они все больше разные, причем каждое из этих триединств, взятое в отдельности, оказывается достаточно призрачным» [125, С. 30]. Социальные практики функционирования Интернет-сообществ достаточно разнообразны, однако можно выделить триосновных модели: развитие, социальное планирование и социальное действие. Развитие предусматривает совместные действия по удовлетворению потребностей участников сообщества. Социальное планирование затрагивает вопросы, связанные с принятием решений внутри сообщества, и о взаимоотношениях с внешним, по отношению к сообществу, социумом. Социальное действие это взаимодействия как внутри сообщества, -так и направленные вне него. На первых этапах развития компьютерных сетей общего пользования инициатива в формировании сетевых сообществ принадлежала подвижникам-одиночкам. В 1995 году начался процесс создания ранее уникальных информационных сервисов в форме массовой услуги. Развитие сетей стало не только технологическим, но экономическим и социальным проектами, влияющим на жизнь сотен миллионов людей по всему миру. Соответственно, начался процесс «переливания» инициативы по созданию сообществ от «технарей» к социальным заказчикам, в качестве которых 95 |
в социальном отношении виртуальные сообщества, признаются со стороны их участников сформированными только после принятия общих норм поведения14. Процесс возникновение виртуальных сетевых сообществ включает несколько этапов: создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после этого на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи. Со временем в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса, возникает социальная структура. Таким образом, социальный агрегат трансформируется в социальную структуру и, процессы эти имеют много общего как в офлайне, так и в онлайне, поскольку в рамках человеческого общества, функционирование социальных групп является основной формой проявления традиционных социальных практик15. В частности, исследователь из Белоруссии Владимир Фуре пишет: «Организующей единицей социальных практик является сообщество, представляющее собой как бы узелок в уходящей за горизонт сети интсракций; оно генерирует специфические формы идентичности, собственную нормативность, свою картину мира («мифологию» в смысле позднего Витгенштейна), при этом, еще связывая их в уникальное триединство. Но «сообщество» не эрзац «общества», не новая личина квазисубъекта или «социального организма»: его границы, как правило, легко проницаемы, сообщества налагаются друг на друга, пересекаются, часто являются эфемерными. Тогда все прочные прежде реальности личностная идентичность, интерсубъективная нормативность, «объективный мир» становятся зыбкими и текучими. Их, как бы, много, но они все больше разные, причем, каждое из этих триединств, взятое в отдельности, оказывается достаточно призрачным»16. В таких условиях социальные практики участвующих в сообществах акторов могут быть понятыми с одной стороны, через анализ интерсубъективных 14 См. МсЬаи&ЬНп М.Ь., 0$Ьотс К.К., $тиН С.В. $!апс1аг(35 оГСопсГис! оп Ц$спе(. / 1п: .!опс$ 5.С. (с(1$). СуЬегЗоаеу. Сотри1ег-Ме<ПаЫ Соттишсагюп ап<1 Соттипиу. -ТЬоизапй Оак$ СА: 5а§е, 1995. РР. 90-1! I. 15 См. работы по этой теме: Ьсс В. Рга&табсз оГсоттитгу ог&аш2т$. -М$$1$$аи2а: Соттоп Ас1 Ргс$5, 1999; \УЬагГВ., С1а§ие М. (есЗз). Соттипку ог§ашгтб: СапасПап ехрепепсе*. -Тогото: ОхГоп1 11т\ег$йу Ргс$$, 1997; \УЬагГВ. (е<1$). Соттипиу могк т Сапаба. -Тогото: МсСкИапй ап<1 51емаг1, 1979. 16 Фуре В.Н. Контуры современной критической теории. -Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2002. С. 30. норм, детерминирующих в киберпространстве социальное действие, а с другой через анализ процессов информационной стратификации. Только в указанном ракурсе картина происходящих в сетевых сообществах трансформаций может рассматриваться не только с точки зрения той или иной группы, но во взаимодействии личности с другими элементами социальной структуры. Дискурсивные практики функционирования сообществ достаточно разнообразны, однако, можно выделить три основных модели: развитие, социальное планирование и социальное действие17. Развитие предусматривает совместные действия по удовлетворению потребностей участников сообщества. Социальное планирование затрагивает вопросы, связанные с принятием решений внутри сообщества и вопросы взаимоотношений с внешним по отношению к сообществу социумом. Социальное действие это интеракции акторов как внутри сообщества, так и направленные вне него. Важно отметить, что в киберпространстве дискурсивные практики не исчерпываются исключительно контентом, а воплощаются также во взаимодействии с техническими и программными артефактами, в функционировании социальных институтов киберпространства, паттернах поведения и т.д. В данном случае, при анализе дискурсивных практик, как отмечал в свое время французский философ Мишель Фуко (М1сЬе1 РоисаиН), мы сталкиваемся с систематичностью, которая не принадлежит исключительно ни к логическому, ни к лингвистическому типу18, но носит комплексный характер. На первых этапах развития компьютерных телекоммуникационных сетей общего пользования инициатива в формировании сетевых сообществ принадлежала подвижникам-одиночкам. В 1995 году начался процесс коммодитизации19 создания ранее уникальных информационных сервисов (таких, к примеру, как вэб-сайты) в форме массовой услуги. Развитие телекоммуникационных сетей стало не только технологическим, но экономическим и социальным проектами, влияющим на жизнь сотен миллионов людей по всему миру. Соответст17 См. Ко1Ьтап Л АрргоасЬсз (о сотпитйу т1егуетюп. / 1п: Ко1Ьтап Л. ЕгПсЬ ЛЬ., Тгортап ЛЕ. (сбз). $1га1се1сз оГсоттит1у 1Мегуепиоп. -Пазса: 1Ь: Р.Е. Реасоск, 2001. РР. 27-64. '* РоисаиЙ М. Онз е1 ёсп($ II. -Рапз: ОаШтагсЛ 1994. Р. 240. 19 Коммодитизаиия, от англ. соттоЛгу промышленный, крупносерийный, биржевой товар. 302 венно, начался процесс «переливания» инициативы по созданию сообществ от «технарей» к социальным заказчикам, в качестве которых могут выступать: * • рекламные фирмы, бесплатные сетевые медиа и сервисы (с целью дальнейшей перепродажи созданной аудитории рекламодателям и инвесторам); • фирмы электронной коммерции (с целью создания сообщества покупателей, продвижения торговой марки, улучшения обратной связи с потребителями и т.п.); • публичные политики и деятели церкви (для воздействия на электорат или с целью создания националистических, религиозных и иных сетевых сообществ)20 и т.д. Разумеется, невозможно отразить в полном объеме мотивацию создателей локального сетевого социума (здесь могут проявляться и асоциальные интересы, и интересы медиа по созданию новых каналов получения и распространения информации, и интересы распределенных научных сообществ, и многоемногое другое). Следует учитывать, что в формировании виртуальных сообществ, складывающихся вокруг одного информационного ресурса, могут принимать участие от одного до потенциально неограниченного количества офлайновых коллективов, и у каждого из них может быть своя мотивация. При этом стратегические интересы создателей виртуального сетевого сообщества и интересы его участников далеко не всегда совпадают. В уже ставшую легендарной эпоху доткомов, основная мотивация создателей значительного числа сообществ заключалась в стремлении «продать» инвесторам уже существующую вокруг того или иного сайта или портала аудиторию потенциальных потребителей товаров или услуг. Участники сообществ были заинтересованы в сохранении сложившихся связей, и на этой почве нередко возникали внутригрупповые социальные конфликты. :о См. Бондаренко С. Политкоммьюнити, или Семь уроков на будущее (выборы в США и создание виртуальных сообществ) // Мир 1п(ете(, 2001. № 3. С. 70-73. 303 |