претерпели существенные изменения. Те ценности, которые длительное время находились на вершине ценностной пирамиды, переместились к ее середине (такие, как духовность, высокая культура, общественное признание, почет, интересная работа, чувство национальной гордости, друзья н другие), а некоторые даже к основанию (например, мир. социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и т.д.)\ другие же ценности, не обладавшие ранее ярко выраженной значимостью для молодежи, занимают ныне ведущие позиции в их общей структуре (свобода, счастье, любовь, удовлетворенность жизнью, высокий уровень благосостояния, престиж, семья и другие). 2. Сложившаяся в наше время иерархия ценностей свидетельствует о том. что в числе ценностей-лидеров, получивших в молодежной среде свыше 60 процентов, преобладают те. которые отражают позитивные стороны, основные блага жизни отдельной личности и ес “микромира” ближайшего окружения. Тем самым можно констатировать выход па первый план “внеобществеииых”. сугубо личностных ценностей, на которых основывается индивидуалистическая модель видения себя в окружающем мире. В противоположность этой группе ценностей к аутсайдерам относятся прежде всего социально значимые, общенациональные, духовно-нравственные, мировоззренческие, политические, правовые, коллективистские. Однако изменения, происходящие в нашем обществе и общественном сознании в последние два года свидетельствуют, что эти ценности не изжили себя: они постепенно трансформируются, приобретая новое содержание, соответствующее новым реалиям, проблемам, тенденциям развития. Эта эволюция, связанная с формированием действительно высших ценностей, все более отражается в сознании части молодежи, проявляется в ее более глубоком и осмысленном отношении к обществу, личности, истокам и устоям изменившейся и усложнившейся жизни. 1 Сад.: Шенф'тк А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи а поешересгроечт.ш период /' Ценностным мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции С.52-53. |
В ы воды по параграф у. 1. Таким образом, анализ системы ценностей молодого поколения второй половины 90-х годов свидетельствует о том, что в процессе осуществления “курса реформ5 ’ их структура и иерархия претерпели существенные изменения. Те ценности, которые длительное время находились на вершине ценностной пирамиды, переместились к ее середине (такие, как духовность, высокая культура, общественное признание, почет, интересная работа, чувство национальной гордости, друзья и другие), а некоторые даже к основанию (например, мир, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и т.д.)1 , другие же ценности, не обладавшие ранее ярко выраженной значимостью для молодежи, занимают ныне ведущие позиции в их общей структуре (свобода, счастье, любовь, удовлетворенность жизнью, высокий уровень благосостояния, престиж, семья и другие). 2. Сложившаяся в наше время иерархия ценностей свидетельствует о том, что в числе ценностей-лидеров, получивших в молодежной среде свыше 60 процентов, преобладают те, которые отражают позитивные стороны, основные блага жизни отдельной личности и ее “микромира” ближайшего окружения. Тем самым можно констатировать выход на первый план “внеобщественных”, сугубо личностных ценностей, на которых основывается индивидуалистическая, эгоцентристская модель видения себя молодым человеком в окружающем мире. В противоположность этой группе ценностей к аутсайдерам относятся прежде всего социально значимые, общенациональные, духовно-нравственные, мировоззренческие, политические, правовые, коллективистские. Однако эти ценности не изжили себя: они постепенно трансформируются, приобретая новое содержание, 1См.: Шендрик А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постпсрестроечный период // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. С.52-53. |