Естественно, что в рамках этого содержания патриотизм русского народа исновываегся на духовно-православных началах и выражается в стремлении наиболее полно и последовательно воплотить истинное христианство в России. В отличие от Достоевского. Данилевского и других отечественных мыслителей, Н .Ф.Федоров отказывает русскому православию в особых преимуществах. Поэтому он не признает и богоизбранности, судьбоносности русского народа в мире. Более того, по его утверждению. Россия страдает от «недостаточного самосознания». Федоров выпадает из ряда большинства мыслителей, поскольку не видиг высоких духовных начал «русской идеи», русского патриотизма. Зато в отличие от них он обращается к естественноисторическим предпосылкам, благодаря которым, по его мнению, можег укрепляться Россия, развиваться самосознание русского народа. Среди этих предпосылок он выделяет, в частности, особый тип организации общественных связей, базирующийся на “родовом быте”, “общине”, “бессословности", особый чип государства, характерными чертами которою являются постоянное собирание земель и распространение при помощи “сторожевых линий" России Идр.1 Весьма плодотворное развитие получила “русская идея" и ее патриотический компонент в русском космизме отечественных мыслителей, особенно В.Соловьева. Для него понятия отечества и человечества имеют не только социологический, но и нравственный смысл, вписываются в систему координат добра и зла. Соловьев вводит новый термин “всечеловечесз во", исключающий всякую ограниченность. Однако его достижению должно предшествовать формирование и самоопределение наций. Представитель конкретной нации испытывает “любовь одобрения" к другим народам, но это не означает национального самоуничижения, поскольку его любовь к своему народу этически равна любви к самому себе. “За собою, как за своим народом, осгается неизменное первенство исходной ючки.”2 резюмирует Соловьев. 1Федоров Н.Ф. Сотгонения. М.. 1982. С.306. 2 Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. М .. 1988. Т.1. С.378. |
национального самосознания, подчеркивается линия неразрывности, слитности между Россией и Западом. По мнению Ф.М.Достоевского Россия превосходит другие славянские народы за счет высшего развития и проявления в национальном самосознании русских православного христианства. Анализ основных мыслей великого писателя, посвященных этой проблеме, позволяет утверждать, что его главный тезис находится не в сфере национального, а в сфере христианства1 . Естественно, что в рамках этого содержания патриотизм русского народа основывается на духовно-православных началах и выражается в стремлении наиболее полно и последовательно воплотить истинное христианство в России. В отличие от Достоевского, Данилевского и других отечественных мыслителей, Н.Ф.Федоров отказывает русскому православию в особых преимуществах перед извращенным христианством Запада. Поэтому он не признает и богоизбранности, судьбоносности русского народа в мире. Более того, по его утверждению, Россия страдает от «недостаточного самосознания» и является лишь потенциально «русской» и «православной». Из этого следует, что Федоров выпадает из ряда большинства мыслителей, поскольку не видит высоких духовных начал «русской идеи», русского патриотизма. Зато в отличие от них он обращается к естественно-историческим предпосылкам, благодаря которым, по его мнению, может укрепляться Россия, развиваться самосознание русского народа. Среди этих предпосылок он выделяет, в частности, особый тип организации общественных связей, базирующийся на “родовом быте”, “общине”, “бессословности”, особый тип государства, характерными чертами которого являются постоянное собирание земель и распространение при помощи 1См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч., JL, 3983. Т.24. С.131. “сторожевых линий”, “земледельческий быт”, ландшафтноклиматическое своеобразие России и др.1 Весьма плодотворное развитие получила “русская идея” и ее патриотический компонент в русском космизме отечественных мыслителей, особенно В.Соловьева. Для него понятия отечества и человечества имеют не только социологический, но и нравственный смысл, вписываются в систему координат добра и зла. Соловьев вводит новый термин “всечеловечество”, исключающий всякую ограниченность. Идеал всечеловечества является высшим признанием развития наций. Однако его достижению должно предшествовать формирование и самоопределение наций. Представитель конкретной нации испытывает “любовь одобрения” к другим народам, но это не означает национального самоуничижения, поскольку его любовь к « своему народу этически равна любви к самому себе. “За собою, как за своим народом, остается неизменное первенство исходной точки,”2резюмирует Соловьев. Вслед за этим дается характерное рассуждение о глубоко нравственной и всечеловеческой природе патриотизма: «.. Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к его ближайшему собирательному целому, и в то же время его чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основой и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям со образно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу»3. Благодаря Соловьеву, в основе методологии разработки «русской идеи» которого находился принцип нравственности и гуманизма, очень созвучный нашему времени, в ней удалось разрешить многие противоречия. 1Федоров Н.Ф. Сочинения. М.. 1982. С.306. 2Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. М., 1988. Т. 1. С.378. 3Соловьев B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. М ., 1988. T. î . С.378. |