Проверяемый текст
Радионов, Евгений Григорьевич; Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества (Диссертация, д.п.н., 2002)
[стр. 51]

Вслед за этим он дает характерное рассуждение о глубоко нравственной и всечеловеческой природе патриотизма: «..
Мы должны любить все народности, как свою собственную.
Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к его ближайшему собирательному целому, и в то же время его чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основой и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям со образно безусловному и всеобъемлющему нравственному
началу»1.
В лице Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде
объединяющею начала, способствующего преодолению национальной шраниченности, эгоизма и нравственных пороков.
Завершая анализ важнейших положений ряда известнейших отечественных мыслителей в дореволюционный период развития России, представляется возможным резюмировать, что в их идеях достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, в котором значительное место занимал патриотический компонент.
В послеоктябрьский период развития произошло
переподчимение собственно русских, российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе.
Возобладало
жертвенное мессианство, нередко внедряемое в общественное сознание в расчете на глубинное воздействие неких “исторических традиций” русскою народа.
Оно искусственно культ ивировалось и
сопровождалось внушением необходимости оказания бескорыстной ‘'братской” помощи нерусскоязычным народам, требованием “интернационалистского” подхода по отношению к ним как к “жертвам” национальной политики царской России.
Вследствие чрезмерного возвеличения в советском обществе социального, классового был резко ослаблен национальный фактор, что
51 *Соловьев B.C.
Оправдание добра.
Соч.
в 2-х томах.
М..
1988.
ТЛ.

С.378.
[стр. 76]

“сторожевых линий”, “земледельческий быт”, ландшафтноклиматическое своеобразие России и др.1 Весьма плодотворное развитие получила “русская идея” и ее патриотический компонент в русском космизме отечественных мыслителей, особенно В.Соловьева.
Для него понятия отечества и человечества имеют не только социологический, но и нравственный смысл, вписываются в систему координат добра и зла.
Соловьев вводит новый термин “всечеловечество”, исключающий всякую ограниченность.
Идеал всечеловечества является высшим признанием развития наций.
Однако его достижению должно предшествовать формирование и самоопределение наций.
Представитель конкретной нации испытывает “любовь одобрения” к другим народам, но это не означает национального самоуничижения, поскольку его любовь к « своему народу этически равна любви к самому себе.
“За собою, как за своим народом, остается неизменное первенство исходной точки,”2резюмирует Соловьев.
Вслед за этим дается характерное рассуждение о глубоко нравственной и всечеловеческой природе патриотизма: «..
Мы должны любить все народности, как свою собственную.
Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к его ближайшему собирательному целому, и в то же время его чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основой и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям со образно безусловному и всеобъемлющему нравственному
началу»3.
Благодаря Соловьеву, в основе методологии разработки «русской идеи» которого находился принцип нравственности и гуманизма, очень созвучный нашему времени, в ней удалось разрешить многие противоречия.
1Федоров Н.Ф.
Сочинения.
М..
1982.
С.306.
2Соловьев B.C.
Оправдание добра.
Соч.
в 2-х томах.
М., 1988.
Т.

1.
С.378.
3Соловьев B.C.
Оправдание добра.
Соч.
в 2-х томах.
М ., 1988.
T.
î .
С.378.


[стр.,77]

Кроме этого, в лице Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.
Завершая анализ важнейших положений ряда известнейших отечественных мыслителей в дореволюционный период развития России, представляется возможным резюмировать, что в их идеях достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, в котором значительное место занимал патриотический компонент.
В послеоктябрьский период развития произошло
переподчинение собственно русских, российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе.
Возобладало
болезненное для России жертвенное мессианство, нередко внедряемое в общественное сознание и национальную психологию в расчете на глубинное воздействие неких “исторических традиций” русского народа.
Оно искусственно культивировалось (и
это зачастую льстило национальному самолюбию) изобретенной не им идеей “старшего брата” и сопровождалось внушением необходимости оказания бескорыстной “братской” помощи нерусскоязычным народам, требованием “интернационалистского” подхода по отношению к ним как к “жертвам” национальной политики царской России.
Вследствие чрезмерного возвеличения в советском обществе социального, классового был резко ослаблен национальный фактор, что
проявилось в деформированности и обеднении истинного патриотизма.
И лишь наложившись на ментальность русского народа, столкнувшись с реальностями политической жизни (крахом надежд на “мировую революцию”, военным столкновением с фашизмом и

[Back]