идентичности с Отечеством. как высшей ценностью, необходимости служения ему. своему народу. Наконец, патриотизм, разрабатывавшийся в парадигме шестого направления, выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага. Исходя из этих положений, в которых в концентрированном виде лреле гавлены. сфокусированы методологические и теоретические осн(> вы патриотизма, становится возможным, обобщив их наиболее существенные отороны. момент ы, сформулировать его опрелеление примсни гсльно к проблеме исследования. Таким образом, патриотизм следует понимать как одну из наиболее значимых непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активнодсятельностной самореализации ее готовности к защите Отечества. В историческом плане патриотизм являегся источником духовной и нравственной силы и здоровья общества, важнейшей составляющей национального самосознания его граждан, которое особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. В плане генезиса патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родною края, ближнего окружения в детском, школьном возрасте. В более зрелом возрасте это чувство социализируется, возвышается и все более рефлексируется, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. Воспитание патриотизма школьников связано с уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее “Я" |
ственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов>развития общества и личности. Из рассмотрения сущности пятого направления следует, что патриотизм можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важ нейшими нравственными и другими качествами, до осознания ее нераздельности, идентичности с Отечеством, как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу. Наконец, патриотизм, разрабатывавшийся в парадигме шестого направления, выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовностью к самопож ертвованию и самоотречению для его блага. Основываясь на формулировках этих вариантов определений патриотизма и ставя перед собой задачу выведения оптимального, более универсального определения, преодолевающего в той или иной степени ограниченность и односторонность каждого из них, следует исходить из необходимости дедуцирования главного содержания, комплекса идей, вытекающих из их теоретических положений. Именно благодаря их анализу и рефлексии на более высоком уровне обобщения возможно достижение качественно иного теоретического понимания патриотизма, выведение его нового определения, включающего в себя в снятом виде важнейшие существенные признаки патриотизма, содержащиеся в вышерассмотренных шести вариантах дефиниции. Исходя из этих положений, в которых в концентрированном виде представлены, сфокусированы методологические и теоретические основы патриотизма, становится возможным, обобшив их наиболее существенные стороны, моменты, сформулировать его определение. Таким образом, патриотизм следует понимать как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации ее готовности к защите Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновньгх условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В историческом плане патриотизм является источником духовной и нравственной силы и здоровья общества, важнейшей составляющей национального самосознания его граждан, которое особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. В плане генезиса патриотизм зарож дается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелом возрасте это чувство социализируется, возвышается и все более рефлексируется, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественнополезной деятельности. Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Ее “Я” становится частицей, неразрывно связанной со множеством других “Я” социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству. Вывод по параграфу. Анализ данных исследований, оценки экспертов из числа специалистов, мнения руководителей патриотических и военнопатриотических объединений свидетельствуют о том, что важнейшие ценности, являющиеся основой жизни общества и государства, не присуши сознанию большей части современной молодежи. Эта специфическая социальная группа, представляющая собой будущее России, является носителем многих псевдоценностей и антиценностей, имеющих нередко асоциальную направленность. Любовь к Отечеству, готовность к достойному служению его интересам не свойственна большей части молодежи, которая в настоящее время характеризуется как маргинальная и депатриотизированная социальная группа общества. Выводы по главе. 1. Таким образом, патриотизм следует понимать как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в активно-деятельностной самореализации ее готовности к защите Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. 2. В историческом плане патриотизм является источником духовной и нравственной силы и здоровья общества, важнейшей составляющей национального самосознания его граждан, которое особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. |