силе и т.п. являются предметом повышенного интереса более чем половины молодежной читательской аудитории. Одним из существенных проявлений обеднения и девальвации духовных ценностей школьников явилась дегуманизация ее сознания и чувств. Так. на шкале ценностей заметно снизилось значение человеческой жизни. По данным социологических исследований за последнее десятилетие число только детских самоубийств увеличилось на 70 %, и в конце 1990-х годов эта цифра достигла 2 тысячи в год1. Не менее показателен в этом отношении рост агрессивности в молодежной среде. По данным исследований «часто» агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% молодых людей, а 71% испытывают такое состояние «время от времени»2. Еще в большей степени заставляют задуматься данные Генирокура1уры. в соответствии с которыми число убийств, совершенных группами малолетних, удвоилось. В 1994 году в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тысяч несовершеннолетних в 2 раза больше, чем в 1987 году3. Отмечается такая тенденция. как возрастание сугубо индивидуалистических ценностей в шкале жизненных ориентаций школьников наряду с резким уменьшением доли социально значимою компонента. Эта тенденция не является однозначно негативной, поскольку позитивная ее сторона связана с развитием такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личносгыо. способной к активной самореализации. Однако при эгом проявляются отрицательные аспекты: у многих молодых людей «...отступают на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть 97 1См : Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: ИМ, 1999. С.56. ' См.: Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема ' Ценностный мир современной молодежи. М.. 1996. С. 121. 3 См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: И М 1996. С .56. |
рошенных не имели сформировавшейся позиции по данному вопросу. В то же время более двух третей молодых людей не включают духовность в число качеств, которые необходимы каждому из них в условиях перехода к рынку. При этом почти 44% респондентов считают, что данный период отразится на снижении уровня духовнонравственной защищенности, а 27,6% озабочены тем. как противостоять усилению бездуховности. На основе анализа самооценки молодыми людьми своих важнейших качеств можно сделать вывод, что достаточно высоким уровнем духовного развития обладает лишь меньшая часть (примерно 15% из них). Таким образом, проблемы материального благополучия, выживания все более оттесняют на дальний план духовные потребности и запросы молодежи1 . Еще одной тенденцией, свидетельствующей о разрушении духовных ценностей подрастающего поколения, является иррационализация внутреннего мира личности молодого человека. Это подтверждается, в частности, данными социологических исследований, представляющими в самом общем виде анализ конъюнктуры книжного рынка: книги об НЛО, пришельцах, псевдонаучных методах самосовершенствования, медитации, о переселении душ, оборотнях, нечистой силе и т.п. являются предметом повышенного интереса более чем половины молодежной читательской аудитории. Одним из существенных проявлений обеднения и девальвации духовных ценностей молодежи явилась дегуманизация ее сознания и чувств. Так, на шкале ценностей заметно снизилось значение человеческой жизни. По данным социологических исследований за последнее десятилетие число только детских самоубийств увеличилось на 70 %, и сейчас эта цифра достигает 2 тысяч в год2. Не менее показателен в этом отношении рост агрессивности в молодежной среде. Даже среди более благополучного слоя молодежи 1См.: Молодежь России: положение, тенденции, перспективы. М.: Отдел 011 РНИС и НП, 1993. С.77. 2См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: ИМ, 1996. С.56. 136 учащихся и студентов масштабы агрессивности довольно велики. По данным исследований, «часто» агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% молодых людей, представляющих эту категорию, а 71% испытывают такое состояние «время от времени»1 . Еще в большей степени заставляют задуматься данные Генпрокуратуры, в соответствии с которыми число убийств, совершенных группами малолетних, удвоилось. В 1994 году в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тысяч несовершеннолетних в 2 раза больше, чем в 1987 году2. Усиление дегуманизации молодежи тесно связано с развитием такой тенденции, как возрастание сугубо индивидуалистических ценностей в шкале ее жизненных ориентаций наряду с резким уменьшением доли их социально значимого компонента. Эта тенденция не является однозначно негативной, поскольку позитивная ее сторона связана с развитием такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью, способной к активной самореализации. Однако, при этом проявляются отрицательные аспекты нравственной жизни молодежи: у многих молодых людей «...отступаю т на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д.»3. Среди российской молодежи в начале 90-х годов значительно снизилась степень развития важнейших норм, традиций, качеств нравственного характера, таких как доброта, любовь, милосердие, самоотверженность, взаимопомощь, ответственность, великодушие, порядочность и т.п. Так, по самооценке опрошенных из числа моло1См.: Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема // Ценностный мир современной молодежи. М., 1994. С. 121. 2См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: ИМ, 1996. С.56. 3Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социс. 1993. Нй9. С.45. |