Проверяемый текст
Радионов, Евгений Григорьевич; Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества (Диссертация, д.п.н., 2002)
[стр. 98]

полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д.»1.
Среди российских школьников, молодежи в 1990-е годы значительно снизилась степень развития важнейших норм, традиций, качеств нравственного характера, таких как доброта, любовь, милосердие, самоотверженность, взаимопомощь, ответственность, великодушие, порядочность и т.п.
Так, по самооценке опрошенных из числа
молодежи не более 30% из них являются понастоящему отзывчивыми, совестливыми, сохранили в себе известное российское радушие.
Примерно столько же не выделяются «ни в сторону' добра, ни в сторону зла» и 40%
черствы, агрессивны, способны совершить нечестный поступок.
(Социологические исследования
1970-х годов давали во многом противоположный результат: респонденты считали, что бессовееп«ых, черствых, немилосердных людей в их окружении не более 10% )\ Результаты этих же исследований свидетельствуют о том, что нравственные начала в ценностях молодежи разрушаются под натиском прагматизма.
Эго проявляется в преобладании направленности личности молодого человека на личную выгоду в процессе решения проблем даже социально значимого характера.
Тем самым ориентации и установки молодежи в
1990-е годы сгали определяться главным образом сугубо эгоистическими, асоциальными ценностями.
Развитие прагматизма способствует культу успеха, даже если он достигается неправедными способами и средствами.

Это сопровождается возвеличением сугубо материальных основ жизни, воспринимаемых как главные блага.
В сознании молодежи укореняются вещизм и потребительство.
Политика рассматривается как своего рода игра, не только не осуществляемая
98 1Соколов В.М .
Нравственные коллизии современного российского общества Социс.

1997.
Л *2 9.
С.45.
2 Соколов В.М.
Нравственные коллизии современного российского общества // Социс.

1997.
X ô9.
С.46.
[стр. 137]

учащихся и студентов масштабы агрессивности довольно велики.
По данным исследований, «часто» агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% молодых людей, представляющих эту категорию, а 71% испытывают такое состояние «время от времени»1 .
Еще в большей степени заставляют задуматься данные Генпрокуратуры, в соответствии с которыми число убийств, совершенных группами малолетних, удвоилось.
В 1994 году в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тысяч несовершеннолетних в 2 раза больше, чем в 1987 году2.
Усиление дегуманизации молодежи тесно связано с развитием такой тенденции, как возрастание сугубо индивидуалистических ценностей в шкале ее жизненных ориентаций наряду с резким уменьшением доли их социально значимого компонента.
Эта тенденция не является однозначно негативной, поскольку позитивная ее сторона связана с развитием такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью, способной к активной самореализации.
Однако, при этом проявляются отрицательные аспекты нравственной жизни молодежи: у многих молодых людей «...отступаю т на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д.»3.
Среди российской молодежи в начале 90-х годов значительно снизилась степень развития важнейших норм, традиций, качеств нравственного характера, таких как доброта, любовь, милосердие, самоотверженность, взаимопомощь, ответственность, великодушие, порядочность и т.п.
Так, по самооценке опрошенных из числа
моло1См.: Козлов А.А.
Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема // Ценностный мир современной молодежи.
М., 1994.
С.
121.
2См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений.
М.: ИМ, 1996.
С.56.
3Соколов В.М.
Нравственные коллизии современного российского общества // Социс.

1993.
Нй9.
С.45.


[стр.,138]

дежи в ходе социологических исследований 1992 года не более 30% из них являются по-настоящему отзывчивыми, совестливыми, сохранили в себе известное российское радушие.
Примерно столько же не выделяются «ни в сторону добра, ни в сторону зла» и 40%
черствы, агрессивны, способны совершить нечестный поступок.
(Социологические исследования
70-х годов давали во многом противоположный результат: респонденты считали, что бессовестных, черствых, немилосердных людей в их окружении не более 10%)*.
Результаты этих же исследований свидетельствуют о том, что нравственные начала в ценностях молодежи разрушаются под натиском прагматизма.

Это проявляется в преобладании направленности личности молодого человека на собственную выгоду в процессе решения проблем даже социально значимого характера.
Тем самым ориентации и установки молодежи в
начале 90-х годов стали определяться главным образом сугубо эгоистическими, асоциальными ценностями.
Таким образом, социологические исследования, проведенные в конце 80-хначале 90-х гг., если иметь ввиду их главный результат, показывают, что духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека.
На смену им в конце 80-х г.г.
и особенно в начале 90-х годов пришли другие.
Утверждается либеральная идея о примате свободы человеческой личности над всеми иными ценностями.
На этой основе еще более укрепляется приоритет индивидуалистического начала, эгоцентризма.
Развитие прагматизма способствует культу успеха, даже если он достигается неправедными способами и средствами.

Вымывание хрупких, неосязаемых духовно-возвышенных ценностей сопровождается гипертрофированным возвеличением сугубо материальных 1Соколов В.М.
Нравственные коллизии современного российского общества // Социс.

1993.
№9.
С.46.


[стр.,139]

основ жизни, воспринимаемых как главные блага.
В сознании молодежи укореняются вещизм и потребительство.
Политика рассматривается как своего рода игра, не только не осуществляемая
по твердым правилам, но и вопреки им*.
Культурные воззрения и эстетические чувства подрастающего поколения деформируются вместе с изменениями окружающего мира.
Одной из реакций на социальную аномию, на кризисные проблемы, негативные явления и процессы, происходящие в обществе, стало резкое возрастание маргинализации и депатриотизации в сознании и чувствах российской молодежи, Из анализа основных тенденций изменения ценностей можно сделать вывод, что они являются весьма подвижной, пластичной частью системы социально значимых образований общества.
Главными причинами этих изменений являются, во-первых, глубокие преобразования, происшедшие во всех сферах общественной жизни и, вовторых, особенности молодежи как специфической социальной группы, такие как ее динамизм, нестабильность, неоднородность, восприимчивость, стремление к новому, нетрадиционному, абсолютизация свободы, независимости, суверенности, склонность к крайностям, категоричности, к «простым» истинам и решениям и т.д.
Анализ основных направлений, по которым осуществлялись изменения в системе ценностей молодежи в конце 80-х начале 90-х годов, показывает, что при всем их многообразии и противоречивости им присущи некоторые особенности, характеризующие содержание и направленность рассматриваемой эволюции.
Речь идет прежде всего о разрушении системы ранее сложившихся, традиционных ценностей, (причем преимущественно позитивных), которые во многом уже утратили свое субъективное значение.
Вместо них появляются и формируются элементы новых ценностей, заданных ориентирами социально-экономического и политике1См.: Бабинцев В.П.
Смена духовных оснований Российской цивилизации и ее отражение в сознании провинциальной молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции.
М.: Социум, 1994.
С.91.

[Back]