полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д.»1. Среди российских школьников, молодежи в 1990-е годы значительно снизилась степень развития важнейших норм, традиций, качеств нравственного характера, таких как доброта, любовь, милосердие, самоотверженность, взаимопомощь, ответственность, великодушие, порядочность и т.п. Так, по самооценке опрошенных из числа молодежи не более 30% из них являются понастоящему отзывчивыми, совестливыми, сохранили в себе известное российское радушие. Примерно столько же не выделяются «ни в сторону' добра, ни в сторону зла» и 40% черствы, агрессивны, способны совершить нечестный поступок. (Социологические исследования 1970-х годов давали во многом противоположный результат: респонденты считали, что бессовееп«ых, черствых, немилосердных людей в их окружении не более 10% )\ Результаты этих же исследований свидетельствуют о том, что нравственные начала в ценностях молодежи разрушаются под натиском прагматизма. Эго проявляется в преобладании направленности личности молодого человека на личную выгоду в процессе решения проблем даже социально значимого характера. Тем самым ориентации и установки молодежи в 1990-е годы сгали определяться главным образом сугубо эгоистическими, асоциальными ценностями. Развитие прагматизма способствует культу успеха, даже если он достигается неправедными способами и средствами. Это сопровождается возвеличением сугубо материальных основ жизни, воспринимаемых как главные блага. В сознании молодежи укореняются вещизм и потребительство. Политика рассматривается как своего рода игра, не только не осуществляемая 98 1Соколов В.М . Нравственные коллизии современного российского общества Социс. 1997. Л *2 9. С.45. 2 Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социс. 1997. X ô9. С.46. |
учащихся и студентов масштабы агрессивности довольно велики. По данным исследований, «часто» агрессивно настроены по отношению к другим людям 20% молодых людей, представляющих эту категорию, а 71% испытывают такое состояние «время от времени»1 . Еще в большей степени заставляют задуматься данные Генпрокуратуры, в соответствии с которыми число убийств, совершенных группами малолетних, удвоилось. В 1994 году в тех или иных преступлениях участвовало свыше 200 тысяч несовершеннолетних в 2 раза больше, чем в 1987 году2. Усиление дегуманизации молодежи тесно связано с развитием такой тенденции, как возрастание сугубо индивидуалистических ценностей в шкале ее жизненных ориентаций наряду с резким уменьшением доли их социально значимого компонента. Эта тенденция не является однозначно негативной, поскольку позитивная ее сторона связана с развитием такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью, способной к активной самореализации. Однако, при этом проявляются отрицательные аспекты нравственной жизни молодежи: у многих молодых людей «...отступаю т на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в создании крепкой семьи и т.д.»3. Среди российской молодежи в начале 90-х годов значительно снизилась степень развития важнейших норм, традиций, качеств нравственного характера, таких как доброта, любовь, милосердие, самоотверженность, взаимопомощь, ответственность, великодушие, порядочность и т.п. Так, по самооценке опрошенных из числа моло1См.: Козлов А.А. Профилактика агрессивного поведения как социологическая проблема // Ценностный мир современной молодежи. М., 1994. С. 121. 2См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: ИМ, 1996. С.56. 3Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социс. 1993. Нй9. С.45. дежи в ходе социологических исследований 1992 года не более 30% из них являются по-настоящему отзывчивыми, совестливыми, сохранили в себе известное российское радушие. Примерно столько же не выделяются «ни в сторону добра, ни в сторону зла» и 40% • черствы, агрессивны, способны совершить нечестный поступок. (Социологические исследования 70-х годов давали во многом противоположный результат: респонденты считали, что бессовестных, черствых, немилосердных людей в их окружении не более 10%)*. Результаты этих же исследований свидетельствуют о том, что нравственные начала в ценностях молодежи разрушаются под натиском прагматизма. Это проявляется в преобладании направленности личности молодого человека на собственную выгоду в процессе решения проблем даже социально значимого характера. Тем самым ориентации и установки молодежи в начале 90-х годов стали определяться главным образом сугубо эгоистическими, асоциальными ценностями. Таким образом, социологические исследования, проведенные в конце 80-хначале 90-х гг., если иметь ввиду их главный результат, показывают, что духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека. На смену им в конце 80-х г.г. и особенно в начале 90-х годов пришли другие. Утверждается либеральная идея о примате свободы человеческой личности над всеми иными ценностями. На этой основе еще более укрепляется приоритет индивидуалистического начала, эгоцентризма. Развитие прагматизма способствует культу успеха, даже если он достигается неправедными способами и средствами. Вымывание хрупких, неосязаемых духовно-возвышенных ценностей сопровождается гипертрофированным возвеличением сугубо материальных 1Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социс. 1993. №9. С.46. основ жизни, воспринимаемых как главные блага. В сознании молодежи укореняются вещизм и потребительство. Политика рассматривается как своего рода игра, не только не осуществляемая по твердым правилам, но и вопреки им*. Культурные воззрения и эстетические чувства подрастающего поколения деформируются вместе с изменениями окружающего мира. Одной из реакций на социальную аномию, на кризисные проблемы, негативные явления и процессы, происходящие в обществе, стало резкое возрастание маргинализации и депатриотизации в сознании и чувствах российской молодежи, Из анализа основных тенденций изменения ценностей можно сделать вывод, что они являются весьма подвижной, пластичной частью системы социально значимых образований общества. Главными причинами этих изменений являются, во-первых, глубокие преобразования, происшедшие во всех сферах общественной жизни и, вовторых, особенности молодежи как специфической социальной группы, такие как ее динамизм, нестабильность, неоднородность, восприимчивость, стремление к новому, нетрадиционному, абсолютизация свободы, независимости, суверенности, склонность к крайностям, категоричности, к «простым» истинам и решениям и т.д. Анализ основных направлений, по которым осуществлялись изменения в системе ценностей молодежи в конце 80-х начале 90-х годов, показывает, что при всем их многообразии и противоречивости им присущи некоторые особенности, характеризующие содержание и направленность рассматриваемой эволюции. Речь идет прежде всего о разрушении системы ранее сложившихся, традиционных ценностей, (причем преимущественно позитивных), которые во многом уже утратили свое субъективное значение. Вместо них появляются и формируются элементы новых ценностей, заданных ориентирами социально-экономического и политике1См.: Бабинцев В.П. Смена духовных оснований Российской цивилизации и ее отражение в сознании провинциальной молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. С.91. |