Проверяемый текст
Леденева, Валентина Витальевна; Административно-политическая элита крупного города: структура, механизмы влияния и взаимодействия с региональной элитой (Диссертация, 30 июня 2005)
[стр. 17]

ет ему приток «свежих умов», во-вторых, создает иллюзию большей социальной представительности элиты.
В действительности же вошедшие в состав элиты выходцы из «социальных низов» по существу интегрируются господствующим классом.
В классической политической элитологии, созданной усилиями Г.
Моска, В.
Парето, Р.
Михельса и их последователей, в составе политических элит выделялись, прежде всего, властвующие группы, положение которых определялось их аристократическим происхождением, владением крупной собственностью и финансами, возглавляющих государственные институты (крупная бюрократия, военные).
Особенно подчеркивалась роль этакратической элиты (государственная бюрократия) в структуре политических элит.
Анализ классических работ политической элитологии показывает, что всю совокупность теорий, касающихся: а) происхождения элиты, б)
се функций и места в обществе, в) состава элиты, можно разделить условно на две группы: властные и меритократические теории элиты.
Первые понимают элиту как властные структуры общества, вторые как самых достойных членов общества1.

Сторонники понимания элиты как власти — это прежде всего Г.
Моска, Г.
Лассуэл, А.
Этциони.
Элитой они называют тех, кто занимает ключевые позиции в управлении обществом, имеет реальную власть.
При этом совершенно не важно, обладают ли эти люди какими-то личными достоинствами или заслугами.
Лидерами нации их делает власть, а не личные качества.
Последователи властной теории элиты по-разному толкуют власть.
Эта разница диктуется двумя подходами, а именно — структурным и функциональным.
Согласно структурному подходу к элите относят тех, кто занимает высшие должностные позиции в формальной иерархии (министры, директора,
военоначальники), а согласно функциональному, — тех, кто реально принимает важнейшие управленческие решения, даже нс будучи облеченным формальными полномочиями, например теневой кабинет.
17 1Подробнее см.: Радаев В.В., Шкараган О.И.
Социальная стратификация.
М., 1995.
С.

ІЗЫ 46; Дшнн Г.К.
Современные теории элит: Критический очерк.
М., 1985.
[стр. 18]

антагонистического общества представляют исполнительную властнополитическую часть правящего класса»1.
Как видно, понятие «элита» нс совпадает по обтзему с понятием «правящий класс»: первое оказывается функционально как бы управленческим «исполнительным комитетом» второго.
Эти понятия отличны и по содержанию.
Отмстим, что к управленческой деятельности правящий класс обычно привлекает и наиболее способных представителей других классов и слоев населения, прежде всего, слоев, близких правящих классу.
Таким образом, в составе элиты могут быть отдельные выходцы не из правящих классов (что отнюдь нс означает внеклассовости рекрутирования элиты, на чем настаивают многие элитаристы).
Подобное положение крайне выгодно господствующему классу: во-первых, это обеспечивает ему приток «свежих умов», во-вторых, создает иллюзию большей социальной представительности элиты.
В действительности же вошедшие в состав элиты выходцы из «социальных низов» по существу интегрируются господствующим классом.
В классической политической элитологии, созданной усилиями Г.
Моска, В.
Парето, Р.
Михельса и их последователей, в составе политических элит выделялись, прежде всего, властвующие группы, положение которых определялось их аристократическим происхождением, владением крупной собственностью и финансами, возглавляющих государственные институты (крупная бюрократия, военные).
Особенно подчеркивалась роль этакратической элиты (государственная бюрократия) в структуре политических элит.
Анализ классических работ.политической элитологии показывает, что всю.
совокупность теорий, касающихся: а) происхождения элиты, б)
ее функций и места в обществе, в) состава элиты, можно разделить условно на две группы: властные и меритократические теории элиты.
Первые понимают элиту как властные структуры общества, вторые как самых достойных членов общества12.

1Нарта М.
Теория элит и политика.
М., 1978.
С.
144.
2 Подробнее см.: Радаев В.В., Шкаратаи О.И.
Социальная стратификация.
М., 1995.
С.

131-146; Лшии Г.К.
Современные теории элит: Критический очерк.
М , 1985.

18

[стр.,19]

Сторонники понимания элиты как власти — это,лрежде всего, Г.
Моска, Г.
Лассуэл, Л.
Этциоии.
Элитой они называют тех, кто занимает ключевые позиции в управлении обществом, имеет реальную власть.
При этом совершенно не важно, обладают ли эти люди какими-то личными достоинствами или заслугами.
Лидерами нации их делает власть, а не личные качества.
Последователи властной теории элиты по-разному толкуют власть.
Эта разница диктуется двумя подходами, а именно — структурным и функциональным.
Согласно структурному подходу к элите относят тех, кто занимает высшие должностные позиции в формальной иерархии (министры, директора,
военачальники), а согласно функциональному, — тех, кто реально принимает важнейшие управленческие решения, даже не будучи облеченным формальными полномочиями, например теневой кабинет.
Представители меритократичсского подхода убеждены в том, что в обществе, в ходе эволюции, утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.
Термин меритократия (от лат.
meritus — достойный и грсч.
kratos — власть, букв.
— власть наиболее одаренных) был введен английским социологом М.
Янгом.
Данная концепция нашла отражение в работах М.
Вебера, В.
Парето, Л.
Тойнби.
Власть интеллектуальной элиты оправдана в том случае, если у руля общества находятся самые светлые умы и самые здоровые нравственные силы нации.
В демократическом обществе, по мнению приверженцев этой теории, так и происходит.
Нужно подчеркнуть, что властный подход был более представлен в классической элитологии и вполне закономерен.
Он обусловлен прежде всего достаточно четко просматривающейся классовой структурой классического буржуазного общества или традиционного общества, и местом правящих групп в них.
Классическая элитология имела дело с вполне определенной формой организации политической власти.
Массовые пролетарские, крестьянские, национальные движения, открывающие новый этап демократизации, только развертывались.
Но у классиков 19

[Back]