Проверяемый текст
Леденева, Валентина Витальевна; Административно-политическая элита крупного города: структура, механизмы влияния и взаимодействия с региональной элитой (Диссертация, 30 июня 2005)
[стр. 18]

18 Представители меритократического подхода убеждены в том, что в обществе, в ходе эволюции, утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.
Термин меритократия (от лат.

тегкиз — д о с т о й н ы й и греч.
кгаіоз — власть, букв.
— власть наиболее одаренных) был введен английским социологом М.
Янгом.
Данная концепция нашла отражение в работах М.
Вебера, В.
Парето,
А.
Тойнби.
Власть интеллектуальной элиты оправдана в том случае, если у руля общества находятся самые светлые умы и самые здоровые нравственные силы нации.
В демократическом обществе, по мнению приверженцев этой теории, так и происходит.
Нужно подчеркнуть, что властный подход был более представлен в классической элитологии и вполне закономерен.
Он обусловлен прежде всего достаточно четко просматривающейся классовой структурой классического буржуазного общества или традиционного общества, и местом правящих групп в них.
Классическая элитология имела дело с вполне определенной формой организации политической власти.
Массовые пролетарские, крестьянские, национальные движения, открывающие новый этап демократизации, только развертывались.
Но у классиков
элитологии, впрочем, не было больших иллюзий по этому поводу.
Они, как оказалось, вполне обоснованно ожидали, что и новые элиты, вышедшие из низов, в своем поведении также будут следовать законам элитологии.
Иными словами, законы власти рассматривались ими вне эволюционной проекции.
Значимость интеллектуальной элиты оценивалась в этот период с точки зрения
се функций обслуживания власти, т.е.
как
околоэлитиой группы.
Вместе с тем, в работах таких крупнейших социальных философов, как М.
Вебер, А.
Тойнби,
ГІ.
Сорокин, более детально рассматривалась и подчеркивалась детерминирующая роль духовных факторов в коренных политических и экономических сдвигах и революциях.
Утверждалось, что эпоха политических перемен следует за религиозной или духовной реформацией.
Иными словами, идеократия выступает в социально-политических процессах предшественником и вдохновителем новой этакратии.
Однако, поскольку в
ХѴШ-ХІХ вв.
[стр. 19]

Сторонники понимания элиты как власти — это,лрежде всего, Г.
Моска, Г.
Лассуэл, Л.
Этциоии.
Элитой они называют тех, кто занимает ключевые позиции в управлении обществом, имеет реальную власть.
При этом совершенно не важно, обладают ли эти люди какими-то личными достоинствами или заслугами.
Лидерами нации их делает власть, а не личные качества.
Последователи властной теории элиты по-разному толкуют власть.
Эта разница диктуется двумя подходами, а именно — структурным и функциональным.
Согласно структурному подходу к элите относят тех, кто занимает высшие должностные позиции в формальной иерархии (министры, директора, военачальники), а согласно функциональному, — тех, кто реально принимает важнейшие управленческие решения, даже не будучи облеченным формальными полномочиями, например теневой кабинет.
Представители меритократичсского подхода убеждены в том, что в обществе, в ходе эволюции, утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.
Термин меритократия (от лат.

meritus — достойный и грсч.
kratos — власть, букв.
— власть наиболее одаренных) был введен английским социологом М.
Янгом.
Данная концепция нашла отражение в работах М.
Вебера, В.
Парето,
Л.
Тойнби.
Власть интеллектуальной элиты оправдана в том случае, если у руля общества находятся самые светлые умы и самые здоровые нравственные силы нации.
В демократическом обществе, по мнению приверженцев этой теории, так и происходит.
Нужно подчеркнуть, что властный подход был более представлен в классической элитологии и вполне закономерен.
Он обусловлен прежде всего достаточно четко просматривающейся классовой структурой классического буржуазного общества или традиционного общества, и местом правящих групп в них.
Классическая элитология имела дело с вполне определенной формой организации политической власти.
Массовые пролетарские, крестьянские, национальные движения, открывающие новый этап демократизации, только развертывались.
Но у классиков
19

[стр.,20]

элитологии, впрочем, не было больших иллюзий по этому поводу.
Они, как оказалось, вполне обоснованно ожидали, что и новые элиты, вышедшие из низов, в своем поведении также будут следовать законам элитологии.
Иными словами, законы власти рассматривались ими вне эволюционной проекции.
Значимость интеллектуальной элиты оценивалась в этот период с точки зрения
ее функций обслуживания власти, т.е.
как
околоэлитной группы.
Вместе с тем, в работах таких крупнейших социальных философов, как М.
Вебер, А.
Тойнби,
Г1.
Сорокин более детально рассматривалась и подчеркивалась детерминирующая роль духовных факторов в коренных политических и экономических сдвигах и революциях.
Утверждалось, что эпоха политических перемен следует за религиозной или духовной реформацией.
Иными словами, идеократия выступает в социально-политических процессах предшественником и вдохновителем новой этакратии.
Однако, поскольку в
XVIII-XIX вв.
(на опыте которых строились эти выводы) периоды духовно-идейной подготовки и политических преобразований были достаточно разнесены во времени (порой на несколько поколений), то непосредственного взаимодействия идеологической и культурной элиты с политической нс наблюдалось.
Новая генерация политиков обычно приходила на уже подготовленную почву (новые идеологии, этические системы).
Отход от принципиального власт1ю-диспозйциошюго и этакратичсского понимания политической элиты и переход к меритократипескому, существенно расширявшему круг претендентов на место в политической элите, был связан со значительными изменениями как в самом обществе (демократизация, менеджеризация, научно-техническая революция), так и во взглядах на природу политической власти.
В этой связи рассмотрим функционально-технологические концепции элиты, появившиеся в 40-50 гг.
XX в., где особое место занимают работы Т.
Всблена, Дж.
Бернхема, Д.
Белла, Дж.
Гелбрейта и др.
20

[Back]