Проверяемый текст
Леденева, Валентина Витальевна; Административно-политическая элита крупного города: структура, механизмы влияния и взаимодействия с региональной элитой (Диссертация, 30 июня 2005)
[стр. 20]

веішо расширявшему круг претендентов на место в политической элите, был связан со значительными изменениями как в самом обществе (демократизация, менеджеризация, научно-техническая революция), так и во взглядах на природу политической власти.
В этой связи рассмотрим функционально-технологические концепции элиты, появившиеся в 40-50 гг.
XX в., где особое место занимают работы Т.

Веблена, Дж.
Бернхема, Д.
Белла, Дж.
Гелбрейта и др.

Т.
Веблен считал, что, поскольку главную роль в современном производстве играет инженерно-техническая интеллигенция, то именно она и должна быть элитой общества.
Эти взгляды носили печать утопизма.
И не случайно, что в годы «великой депрессии» 1929-1932 гг.
перепуганная бизнес-элита относила Веблена и его сторонников к «розовым», поскольку те отстаивали идеи демократизации управления, необходимости передать бразды правления профессионалам-управленцам под угрозой забастовок и смут, прежде всего из технической интеллигенции.
Второе поколение сторонников технологического детерминизма возглавил Дж.
Бернхэм, который в своем программном произведении «Менеджерская революция»1 утверждал, что на смену капитализму придет не социализм, а
«менеджеризм».
По его мнению, менеджерская революция приведет к власти новый правящий класс элиту управляющих.
Если Веблен призывал инженеров и техников оттеснить бизнесменов и взять в свои руки руководство индустрией и социальной жизнью в целом, то Бернхэм считал неправомерным относить к элите рядовых инженеров и техников.
Он именует их просто «квалифицированными исполнителями».
К элите менеджеров он относит директоров, председателей советов, президентов крупнейших корпораций —тех, кто «фактически управляет процессом производства, независимо от юридической и финансовой формы индивидуальной, корпоративной, правительственной».

20 1П итН ат .1.
Тііе Мапа^егіа Кеѵоіиііоп.
(ѵІ.-Ѵ., 1941.
[стр. 20]

элитологии, впрочем, не было больших иллюзий по этому поводу.
Они, как оказалось, вполне обоснованно ожидали, что и новые элиты, вышедшие из низов, в своем поведении также будут следовать законам элитологии.
Иными словами, законы власти рассматривались ими вне эволюционной проекции.
Значимость интеллектуальной элиты оценивалась в этот период с точки зрения ее функций обслуживания власти, т.е.
как околоэлитной группы.
Вместе с тем, в работах таких крупнейших социальных философов, как М.
Вебер, А.
Тойнби, Г1.
Сорокин более детально рассматривалась и подчеркивалась детерминирующая роль духовных факторов в коренных политических и экономических сдвигах и революциях.
Утверждалось, что эпоха политических перемен следует за религиозной или духовной реформацией.
Иными словами, идеократия выступает в социально-политических процессах предшественником и вдохновителем новой этакратии.
Однако, поскольку в XVIII-XIX вв.
(на опыте которых строились эти выводы) периоды духовно-идейной подготовки и политических преобразований были достаточно разнесены во времени (порой на несколько поколений), то непосредственного взаимодействия идеологической и культурной элиты с политической нс наблюдалось.
Новая генерация политиков обычно приходила на уже подготовленную почву (новые идеологии, этические системы).
Отход от принципиального власт1ю-диспозйциошюго и этакратичсского понимания политической элиты и переход к меритократипескому, существенно расширявшему круг претендентов на место в политической элите, был связан со значительными изменениями как в самом обществе (демократизация, менеджеризация, научно-техническая революция), так и во взглядах на природу политической власти.
В этой связи рассмотрим функционально-технологические концепции элиты, появившиеся в 40-50 гг.
XX в., где особое место занимают работы Т.

Всблена, Дж.
Бернхема, Д.
Белла, Дж.
Гелбрейта и др.

20

[стр.,21]

Т.
Веблен считал, что, поскольку главную роль в современном производстве играет инженерно-техническая интеллигенция, то именно она и должна быть элитой общества.
Эти взгляды носили печать утопизма.
И не случайно, что в годы «великой депрессии» 1929-1932 гг.
перепуганная бизнес-элита относила Веблена и его сторонников к «розовым», поскольку те отстаивали идеи демократизации управления, необходимости передать бразды правления профессионалам-управленцам под угрозой забастовок и смут, прежде всего из технической интеллигенции.
Второе поколение сторонников технологического детерминизма возглавил Дж.
Бернхэм, который в своем программном произведении «Менеджерская революция»1 утверждал, что на смену капитализму придет не социализм, а
«менедэюеризм».
По его мнению, менеджерская революция приведет к власти новый правящий класс элиту управляющих.
Если Веблен призывал инженеров и техников оттеснить бизнесменов и взять в свои руки руководство индустрией и социальной жизнью в целом, то Бернхэм считал неправомерным относить к элите рядовых инженеров и техников.
Он именует их просто «квалифицированными исполнителями».
К элите менеджеров он относит директоров, председателей советов, президентов крупнейших корпораций -тех , кто «фактически управляет процессом производства, независимо от юридической и финансовой формы индивидуальной, корпоративной, правительственной».

Ссылаясь на разделение собственности и контроля, Бернхэм утверждал, что в индустриально развитых странах произошло «отчуждение» функции управления от функции собственности и что первая приобрела решающее значение.
Отсюда вывод: подлинной элитой являются не капиталисты, а управляющие и высшее звено администрации.
Бернхэм выдает менеджеров за «новый класс», не связанный с капиталистами, а рекрутируемый из всех классов общества, вбирающий в себя наи1Burnham J.
The Managcria Revolution.
N.-Y., 1941.
21

[Back]