Проверяемый текст
Цацулина, Екатерина Игоревна; Производство по делам об оспаривании ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов в арбитражных судах первой инстанции (Диссертация 2005)
[стр. 112]

ний, и, поэтому относит понятие сторон исключительно к производству по гражданско-правовым спорам1.
Автор является сторонником исковой концепции производства по делам, возникающих из публично-правовых, в том числе и исполнительных правоотношений.
Исковое производство не может существовать, если отсутствуют спорящие стороны.

На взгляд автора, в производстве по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя присутствует ряд признаков, присущих исключительно сторонам.
Во-первых, стороны — это субъекты действительного или предполагаемого материального правоотношения, спор о субъективных правах
или интересах которых суд должен разрешить2.
Во-вторых, стороны имеют в деле противоположные юридические интересы, как материального, так и процессуального характера.
Материальный интерес выражается в разрешении возникшего между ними спора, а процессуальный интерес в вынесении судом благоприятного для стороны
решения3.
В-третьих, стороны отличает прямое распространение наних обязательной силы судебного решения.
Автор полагает, что и судебный пристав-исполнитель и стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), как лица, участвующие в деле, полностью отвечают указанным признакам сторон.
Фактически при обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей разрешается спор об объеме прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также о пределах полномочий судебного пристава-исполнителя и соблюдения порядка их реализации.
В допроцессуальных отношениях
судебный пристав-исполнитель и стороны исполнительного производства связаны между собой как участники пред1См.: Исаенкова О.В.
Иск в гражданском судопроизводстве.
Учебное пособие.
/ Под ред.
М.А.
Викут.
Саратов, 1997.С.44.

2 См.: Шакарян М.С.
Учение о сторонах в советском гражданском процессе.
М., 1983.C.3;
Викут М.А.
Стороны основные лица искового производства.
Саратов, 1968;
Щеглов В.Н.
Субъекты гражданского процесса.
Лекции.
Томск, 1979,С.69.

3См.: Мельников А.А.
Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе.
М., 1968.С.163; Чечот Д.М,
Участнихи гражданского процесса.
М., 1960.-С.28-30.
112
[стр. 85]

85 административного иска, писал: «Участвующие в деле орган государственного управления (должностное лицо) и гражданин (от автора: применительно к исследуемой нами проблеме и юридическое лицо) —это, вне сомнения стороны процесса.
Существующие же ...
некоторые терминологические различия в значительной мере носят формальный характер»1.
Такой же позиции придерживался и Чечот Д.М., отрицающий иск как средство судебной защиты в административно-правовых спорах.
Он указывал, что термин «стороны» может применяться в любом деле, которое носит характер спора о праве и не обязательно должно сопрягаться с понятиями истца и ответчика2.
Однако существует и другая позиция, согласно которой в силу неискового характера административного судопроизводства этих лиц нельзя рассматривать как стороны.
Как указывает Викут М.А., «то обстоятельство, что участвующие в этих делах лица являются субъектами спорного правоотношения, не служит, по нашему мнению, достаточным основанием к тому, чтобы называть их сторонами»3.
Аналогичной позиции придерживается Исаенкова О.В., которая отрицает исковой (спорный) характер дел, возникающих из публично-правовых отношений, и, поэтому, относит понятие сторон исключительно к производству по гражданско-правовым спорам4.
Автор не может согласиться с такими выводами, поскольку является сторонником исковой концепции производства по делам, возникающих из публично-правовых, в том числе и налоговых правоотношений.
Исковое производство не может существовать, если отсутствуют спорящие стороны.

Проанализировав законодательство и научные источники, автор пришел к выводу о наличии ряда признаков, присущих исключительно сторонам.
Во-первых, стороны это субъекты действительного или предполагаемого материального правоотношения, спор о субъективных правах '
Боннер А .Т.
Судебная практика по делам, возникаю щ им из административно-правовых отнош ений// Государство и право.
1992.
№ 2.
С.
145.
2 См.: Чечот Д.М .
Административная ю стиция.
И здательство Ленинградского Университета, 1973.
С .
120 s Викут М .А.
Стороны основные лица искового производства.
Саратов, 1968.

С.4.
4 См.: И саенкова О .В .
Иск в ф аж данском судопроизводстве.
У чебное пособие.
П од ред.
М .А .В икут.
С аратов, 1997.
С.44.


[стр.,86]

86 или интересах которых суд должен разрешить1.
Во-вторых, стороны имеют в деле противоположные юридические интересы, как материального, так и процессуального характера.
Материальный интерес выражается в разрешении возникшего между ними спора, а процессуальный интерес в вынесении судом благоприятного для стороны
решения2.
Наконец, стороны отличает прямое распространение на них обязательной силы судебного решения.
По нашему мнению, налоговый орган и налогоплательщик, как лица, участвующие в деле, полностью отвечают указанным признакам сторон.
Автором было установлено, что при обжаловании ненормативных актов и действий налогового органа (должностного лица), разрешается спор об объеме налоговых прав и обязанностей налогоплательщика, а также пределах полномочий налогового органа и соблюдения порядка их реализации.
В допроцессуальных отношениях
налоговый орган и налогоплательщик связаны между собой как участники предполагаемого или действительного налогового правоотношения.
Соответственно, в процессе существуют стороны с взаимоисключающими юридическими интересами: налогоплательщик, как носитель частноправового интереса, и налоговый орган, как носитель публичного (государственного) интереса.
Налогоплательщик заинтересован в признании судом недействительным акта налогового органа, а действий должностного лица незаконными.
Интерес налогового органа заключается в подтверждении судебным решением законности его действий и решений.
На стороны налогового спора в полной мере распространяются последствия вступления судебного решения в законную силу.
Более того, ст.
190 Арбитражного процессуального кодекса РФ указывает на возможность примирения сторон публично-правового спора, каковыми могут быть только лицо, обратившееся в суд с требованием, и лицо, против которого направлено 1 См.: Ш акарян М .С .
Учение о сторонах в советском гражданском процессе.
М ., 1983.

С .З; В икут М .А.
Стороны — основные лица искового производства.
С аратов, 1968; Щ еглов В.Н.
Субъекты граж данского процесса.
Л екции.
Томск, 1979.
С.69
2 См.: М ельников А .А .
Зашита прав личности в социалистическом гражданском процессе.
М ., 1968.
С .163; Чечот Д .М .

Участники гражданского процесса.
М ., 1960.
С .28 —30

[Back]