Проверяемый текст
Цацулина, Екатерина Игоревна; Производство по делам об оспаривании ненормативных актов и действий (бездействия) налоговых органов в арбитражных судах первой инстанции (Диссертация 2005)
[стр. 181]

ределенности и безусловности не имеют каких-либо особенностей по рассматриваемой категории дел.
Поэтому основное внимание следует уделить законности решения суда по рассматриваемой категории споров.
Законность обеспечивается, во-первых, соблюдением процессуальных правил,
во-вторых, правильным применением норм материального законодательства.
Применение нормативных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
судебных приставовисполнителей осуществляется по общим правилам ст.
13 АПК РФ.
При разрешении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
судебных приставов-исполнителей арбитражный суд применяет как нормы арбитражно-процессуального, так и понятия и термины, содержащиеся в нормах гражданского законодательства, а так же положения законодательства об исполнительном производстве*.
Следует отметить, что материально-правовой аспект законности судебного решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей весьма сложен ввиду наличия неопределенности правовых норм, высокой степени коллизионности арбитражно-процессуального и исполнительного законодательств.
В частности, очень много проблем на практике возникает при рассмотрении дел исследуемой категории, связанных с разграничением компетенции арбитражного суда и судебного пристава-исполнителя.
Например, в соответствии со статьей 328 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий.
Статья 19 ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия, причем по смыслу этой статьи ини1Понятие законодательства об исполнительном производстве рассмотрено нами и в параграфе 3.2.
настоящего исследования 181
[стр. 16]

16 которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
В рамках современной судебной системы Российской Федерации судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, осуществляется как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Следует отметить, что арбитражное процессуальное законодательство (АПК 1992 г., АПК 1995 г.) до принятия в 2002 г.
Арбитражного процессуального кодекса не подразделялось на отдельные виды, а указанная категория дел рассматривалась в порядке общего искового производства.
Такое положение противоречило необходимости унифицировать гражданский и арбитражный процесс, ибо уже ГПК РСФСР (1964 г.) содержал раздел, регламентирующий неисковое производство по делам, возникающим из административных правоотношений.
В настоящее время в структуре АПК РФ (2002 г.) и ГПК РФ (2002 г.) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (ГПК РФ в отличие от АПК РФ не оперирует понятием «административное судопроизводство») выделено в самостоятельный вид судопроизводства; оно существует наряду с исковым производством и особым производством (по терминологии АПК производством по отдельным категориям дел).
Кроме того, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством некоторые дела могут разрешаться в порядке приказного производства (ст.
121 —130 ГПК РФ), в том числе и требования о взыскании с граждан недоимок по налогам и сборам.
Административное судопроизводство в арбитражном процессе включает в себя различные категории дел, перечень которых не является закрытым.
Это дела об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, об административных правонарушениях, о взыскании

[стр.,152]

152 акта или действий закону или иному нормативному правовому акту, установлено ли наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт или совершил оспариваемые действия (бездействие), а также установлено ли нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Только с учетом перечисленных обстоятельств арбитражный суд решает, подлежит ли заявление налогоплательщика (налогового агента) удовлетворению.
Если арбитражный суд, хотя и придет к выводу, что оспариваемый акт или действия не соответствуют закону, но не установит негативных последствий для заявителя, он выносит решение об отказе в удовлетворении требований.
Следовательно, содержанием мотивировочной части судебного решения о признании ненормативных актов недействительными или действий налоговых органов незаконными являются обстоятельства, служащие основанием для удовлетворения требований заявителя.
Решение арбитражного суда по налоговому спору должно отвечать общим требованиям законности, обоснованности, определенности и безусловности.
Обоснованность судебного решения обеспечивается в процессе доказывания, которое было освещено нами ранее, требования определенности и безусловности ни имеют каких-либо особенностей по рассматриваемой категории дел.
В связи с этим, основное внимание будет акцентировано на законности решения суда по налоговому спору.
Законность обеспечивается, вопервых, соблюдением процессуальных правил,
а, во-вторых, правильным применением норм материального законодательства.
Применение нормативных актов по делам об оспаривании
действий и решений налоговых органов осуществляется по общим правилам ст.
13 АПК РФ.
Так, Арбитражный суд Самарской области признал недействительным решение налоговой инспекции о доначислении налога с продаж и привлечении предпринимателя к ответственности.
Налог с продаж введен на территории Самарской области Законом, официально опубликованном 20.01.1999 г.


[стр.,154]

вопросами налогообложения1.
В соответствии с п.З ст.2 Гражданского кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Однако в налоговых спорах нередко возникает проблема гражданско-правовой квалификации сделок и предпринимательских действий для правильного определения их налоговых последствий2.
В частности, согласно ст.250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), при этом налоговое законодательство не закрепляет специального понятия договора аренды для целей налогообложения.
Законодательная техника предполагает экономичное изложение нормативного материала, то есть, нет необходимости дублировать в налоговых нормах юридические понятия, которые традиционно используются в гражданском праве.
Следовательно, при разрешении дел об оспаривании ненормативных актов и действий налоговых органов арбитражный суд применяет понятия и термины, содержащиеся в нормах гражданского законодательства для квалификации действий, событий и состояний, связанных с хозяйственной ’ деятельностью, которая влечет возникновение объектов налогообложения.
В свою очередь, налоговые последствия деятельности заявителя арбитражный суд оценивает, руководствуясь исключительно налоговым законодательством.
Материально-правовой аспект законности судебного решения по
налоговым спорам весьма сложен ввиду неопределенности правовых норм, высокой степени коллизионности, наличия противоречий и пробелов в нормах налогового законодательства.
Решение арбитражного суда по делу об 1 П .56 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г.
№ 51/ Вестник В ы сш его А рбитраж ного С уда Российской Федерации.
2001 г.
N 7.
2 См.: Витрянский В.В., Герасименко С.А.
Налоговые органы, налогоплательщ ик и Гражданский кодекс.
М., 1995.
С.6; См.
такж е: Петрова Г.В.
Применение права в налоговых спорах.
С.
16.
154

[Back]