миру природы, понимаемой как внекультурное пространство» [76,77,79]. Э.Бенвенист называет культурой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функций придает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» [15]. Э.С. Маркарян, сводит смысл научного понятия культуры, прежде всего к фиксации общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности и отличию ее от форм биологической жизни [83, с. 4]. По мнению советских исследователей JI.H. Когана и Ю.Р. Вишневского, культура —«обусловленная средствами материального производства активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нормы, а также совокупность самих этих ценностей и норм, определяющих творческую деятельность людей» [52, с. 23]. Современная культура это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Носителями культуры является как общность людей, так и отдельная личность. При этом сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень её развития. В.А.Конев в своей работе «Человек в мире культуры» рассматривает культуру — «как накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека». Опыт, передающий деятельность во времени, сам также должен быть сохранен и транслирован. Культура как опыт индивидуальна и представляется |
В.С. Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие «культура» складывается, на его взгляд, из трех определений: культура как форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих, и будущих культур, форма диалога и взаимопорождение этих культур; культура это форма самодетерминадии индивида в горизонте личности, это форма самодетерминадии нашей жизни, сознания, мышления; культура это изобретение «мира впервые». Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности, всеобщности. Диапазон качеств, которые приписываются культурному человеку, весьма широк, он зависит от общего культурного уровня общества и от социального статуса личности. (18,19) Один из подходов к определению культуры заключается в перечислении составляющих ее компонентов, а сама она понимается как совокупность этих компонентов. Так, один из основоположников и признанных классиков этнографии и культурологии Э.Тейлор писал: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (131). Наиболее широкое из существующих пониманий культуры заключается в ее оппозиции природе. Ю.М.Лотман: «...Своеобразие человека как культурного существа требует противопоставления его миру природы, понимаемой как внекультурное пространство». (76,77,79) Э.Бенвенист называет культурой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функций придает че ловеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» (15). Э.С. Маркарян, сводит смысл научного понятия культуры, прежде всего к фиксации общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности и отличию ее от форм биологической жизни. (83, С.4). По мнению советских исследователей Л.Н. Когана и Ю.Р. Вишневского, культура «обусловленная средствами материального производства активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нормы, а также совокупность самих этих ценностей и норм, определяющих творческую деятельность людей». (52, С.23) Современная культура это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Носителями культуры является как общность людей, так и отдельная личность. При этом сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень её развития. В.А.Конев в своей работе «Человек в мире культуры» рассматривает культуру «как накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека». Опыт, передающий деятельность во времени, сам также должен быть сохранен и транслирован. Культура как опыт индивидуальна и представляется человеку в виде конкретных умений и знаний. Культура как форма хранения опыта имеет собственные задачи организации культурного содержания и формирование человека, способного давать жизнь культурному содержанию. (54) |