человеку в виде конкретных умений и знаний. Культура как форма хранения опыта имеет собственные задачи организации культурного содержания и формирование человека, способного давать жизнь культурному содержанию [54]. Ценности культуры по своему содержанию различны в каждой культуре, в них выражаются интересы и потребности разных обществ, групп. На уровне структуры личности аксиологические категории находят свое проявление в системе ценностных ориентаций, в идеалах, которые определяют поле выбора человека. Социально культурное функционирование аксиологических категорий связано с категорией «принцип». Принцип — основание деятельности человека. Содержание этой категории на уровне личности проявляется в самосознании личности способности личности осмысленно пользоваться своей свободой и осознавать свою дистанцию по отношению к окружающему миру. Логика категорий культуры определяет объективный путь развития личности, путь становления ее суверенности, который должен учитываться как педагогической деятельностью, так и ее организацией. Большинство современных теоретиков согласятся с тем, что культура есть нечто отличное от природы, что она передается по традиции, посредством символов, языка, прямого подражания и практического научения, а не посредством биологического наследования; что она усваивается личностью в процессе его социального становления и включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы поведения, мышления и чувствования и в меньшей степени индивидуально-значимые действия. Л.С. Выготский писал, что приобщение к культуре |
ловеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» (15). Э.С. Маркарян, сводит смысл научного понятия культуры, прежде всего к фиксации общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности и отличию ее от форм биологической жизни. (83, С.4). По мнению советских исследователей Л.Н. Когана и Ю.Р. Вишневского, культура «обусловленная средствами материального производства активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нормы, а также совокупность самих этих ценностей и норм, определяющих творческую деятельность людей». (52, С.23) Современная культура это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Носителями культуры является как общность людей, так и отдельная личность. При этом сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень её развития. В.А.Конев в своей работе «Человек в мире культуры» рассматривает культуру «как накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека». Опыт, передающий деятельность во времени, сам также должен быть сохранен и транслирован. Культура как опыт индивидуальна и представляется человеку в виде конкретных умений и знаний. Культура как форма хранения опыта имеет собственные задачи организации культурного содержания и формирование человека, способного давать жизнь культурному содержанию. (54) Ценности культуры по своему содержанию различны в каждой культуре, в них выражаются интересы и потребности разных обществ, групп. На уровне структуры личности аксиологические категории находят свое проявление в системе ценностных ориентаций, в идеалах, которые определяют поле выбора человека. Социально — культурное функционирование аксиологических категорий связано с категорией «принцип». Принцип основание деятельности человека. Содержание этой категории на уровне личности проявляется в самосознании личности способности личности осмысленно пользоваться своей свободой и осознавать свою дистанцию по отношению к окружающему миру. Логика категорий культуры определяет объективный путь развития личности, путь становления ее суверенности, который должен учитываться как педагогической деятельностью, так и ее организацией. Большинство современных теоретиков согласятся с тем, что культура есть нечто отличное от природы, что она передается по традиции, посредством символов, языка, прямого подражания и практического научения, а не посредством биологического наследования; что она усваивается личностью в процессе его социального становления и включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы поведения, мышления и чувствования и в меньшей степени индивидуально-значимые действия. Л.С. Выготский писал, что приобщение к культуре осуществляется через разнообразные виды активной деятельности субъекта. Деятельность выступает как динамичная система взаимодействия субъекта е миром, в процессе которого происходит «возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности». (28, С. 144). |