Проверяемый текст
Сапрыкина, Галина Витальевна; Развитие иноязычной коммуникативной культуры студентов (Диссертация 2003)
[стр. 17]

подсознании (парадигмы, научные законы и правила), в языке (нормы семантики и синтаксиса), в искусстве (художественные традиции, обладающие нормативным характером), в области быта (различные стереотипы и рецепты структур повседневности).
Норма может только ориентировать действие в определенном направлении, подобно тому, как правила языка ориентируют и направляют поток речи.
Аналогично человеческие знания, которые
практически состоят в виде множества отдельных актов осознания чего-то в качестве истинного («Я знаю, что...»), включаются в систему культурного («образованного» в соответствии с уровнем культуры) сознания с помощью ценностно-ориентационных моделей и структур.
Знание функционирует как реальная составляющая самой культурной и исторической жизнедеятельности людей, т.е.
теснейшим образом связано с миром субъективных интенций и с ценностно-нормативными структурами культуры, которые составляют реальное пространство познавательной деятельности.
В процессе приобщения ' к культурному опыту идет формирование человека как социального существа;
по каналам социального наследования происходит передача духовного богатства предшествующих поколений, его синтезирование с результатами духовного производства современной человеческой действительности.
Происходит не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование культурного и художественного опыта в собственное духовное состояние.
Это приводит к открытию индивидом мира культуры как своего внутреннего мира, так и к познанию самого себя внутри этого мира.
Социализация личности невозможна вне активного процесса приобщения к культурным ценностям, усвоения их, присвоения, т.е.
[стр. 16]

человека с окружающей действительностью, модель мира выступает интегральным образом природы и социума.
В их взаимодействии становится очевидным, какие знания необходимы, имеют ценность, и какие нет.
Модель мира является функциональной структурой культурного сознания, с которой сообразуется мышление в своей практической и духовно-теоретической деятельности.
Модель мира может реализоваться в разных формах человеческого поведения и в его результатах (тексты, социальные институты, памятники культуры и т.д.).
имея мировоззренческий статус она задает практические нормы жизни и в области деятельности, и в коммуникативном или рефлексивном поведении.
Норма имеет смысл только в рамках социальной реальности и всегда адресуется некоторому сообществу, выделенному по тому или иному признаку.
В зависимости от предметной сферы культурной деятельности могут быть выделены различные системы нормативности.
Действительно, обращение к культурной реальности фиксирует наличие нормативности во всех областях культуры; в сфере мировоззрения (прескриптивиые принципы картины мира и стиля мышления), в политике (манифесты, уставы, культы), в сфере морали (нравственные императивы, максимы и этикеты), в научном подсознании (парадигмы, научные законы и правила), в языке (нормы семантики и синтаксиса), в искусстве (художественные традиции, обладающие нормативным характером), в области быта (различные стереотипы и рецепты структур повседневности) и т.д.
Норма может только ориентировать действие в определенном направлении, подобно тому, как правила языка ориентируют и направляют поток речи.
Аналогично человеческие знания, которые


[стр.,17]

практически состоят в виде множества отдельных актов осознания чего-то в качестве истинного («Я знаю, что...»), включаются в систему культурного («образованного» в соответствии с уровнем культуры) сознания с помощью ценностно-ориентационных моделей и структур.
Знание функционирует как реальная составляющая самой культурной и исторической жизнедеятельности людей, т.е.
теснейшим образом связано с миром субъективных интенций и с ценностно-нормативными структурами культуры, которые составляют реальное пространство познавательной деятельности.
В процессе приобщения к культурному опыту идет формирование человека как социального существа; по каналам социального наследования происходит передача духовного богатства предшествующих поколений, его синтезирование с результатами духовного производства современной человеческой действительности.
Происходит не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование культурного и художественного опыта в собственное духовное состояние.
Это приводит к открытию индивидом мира культуры как своего внутреннего мира, так и к познанию самого себя внутри этого мира.
Социализация личности невозможна вне активного процесса приобщения к культурным ценностям, усвоения их, присвоения, т.е.

накопления человеком собственного духовного багажа на основе усвоенного и реализацию своего культурного багажа, активное использование его в различных видах деятельности.
Без этих взаимосвязанных процессов присвоения и реализации невозможно развитие личности.
Психологи (Б.Г.
Ананьев, С.Л.
Рубинштейн, Л.С.
Выготский, А.Н.
Леонтьев) утверждают, что приобщение к духовным ценностям и их усвоение могут идти только как процесс активного

[стр.,82]

и умений, наличие которых определяет ценностное отношение к коммуникации в интеркультурном аспекте и обеспечивает наибольшую успешность и результативность в достижении личностнозначимых целей коммуникации.
Выводы по первой главе Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны и находятся в состоянии постоянного взаимодействия.
Культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мира его индивидуального совершенствования.
Носителями культуры является как общность людей, так и отдельная личность.
В процессе приобщения к культурному опыту идет формирование человека как социального существа.

Усвоив духовные ценности, переработав их в сознании, личность своей деятельностью начинает реализовывать приобретенный культурный багаж.
Культурная и языковая взаимосвязь определяется человеческой деятельностью.
Человек не просто адаптируется во внешнем мире, а преобразует этот мир в соответствии со своими потребностями, интересами и целями.
Человек становится личностью в процессе общения, вхождения в общество, с которым он непрерывно контактирует (А.В.Петровский).
В коммуникативной деятельности происходит самопознание и самореализация личности, развитие ее внутренней культуры.
Коммуникативный подход к изучению культуры предполагает наличие в нем собственной коммуникативной организации как более или менее единственной системы информационных воздействий.
Язык и культура выполняются коммуникативную функцию (быть орудием передачи информа

[Back]