накопления человеком собственного духовного багажа на основе усвоенного и реализацию своего культурного багажа, активное использование его в различных видах деятельности. Без этих взаимосвязанных процессов присвоения и реализации невозможно развитие личности. Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) утверждают, что приобщение к духовным ценностям и их усвоение могут идти только как процесс активного удовлетворения потребности в общении с культурными ценностями. Приобщенный опыт является богатством личности [4, 28, 72, 111]. Усвоив духовные ценности, переработав их в сознании, личность в своей деятельности начинает реализовывать приобретенный культурный багаж. Ученые выделяют среди основных свойств культуры такие как, 1)ее системность, 2) кумулятивность (Ю.М.Лотман: «Одно из важнейших определений культуры характеризует ее как негенетическую память коллектива. Культура есть «память». 3) знаковый характер (Э.Бенвенист: «Этот человеческий феномен культура целиком символичен»., 4) коммуникативность (Ю.М.Лотман: «... Культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются, культура имеет, во-первых, коммуникативную и, во-вторых, символическую природу» [15, 77]. Человек это языковая и культуроносная личность, соответственно, язык и культура имеют антропологический характер. Предпосылкой возникновения и эволюции языка и культуры являются развитие органов чувств и зарождение сознания у человека становление коллективного труда и общественных отношений. «Индивид может реализоваться в качестве субъекта истории лишь как общественное существо, лишь в деятельностном |
практически состоят в виде множества отдельных актов осознания чего-то в качестве истинного («Я знаю, что...»), включаются в систему культурного («образованного» в соответствии с уровнем культуры) сознания с помощью ценностно-ориентационных моделей и структур. Знание функционирует как реальная составляющая самой культурной и исторической жизнедеятельности людей, т.е. теснейшим образом связано с миром субъективных интенций и с ценностно-нормативными структурами культуры, которые составляют реальное пространство познавательной деятельности. В процессе приобщения к культурному опыту идет формирование человека как социального существа; по каналам социального наследования происходит передача духовного богатства предшествующих поколений, его синтезирование с результатами духовного производства современной человеческой действительности. Происходит не просто информационное усвоение культуры прошлого и настоящего, но и преобразование культурного и художественного опыта в собственное духовное состояние. Это приводит к открытию индивидом мира культуры как своего внутреннего мира, так и к познанию самого себя внутри этого мира. Социализация личности невозможна вне активного процесса приобщения к культурным ценностям, усвоения их, присвоения, т.е. накопления человеком собственного духовного багажа на основе усвоенного и реализацию своего культурного багажа, активное использование его в различных видах деятельности. Без этих взаимосвязанных процессов присвоения и реализации невозможно развитие личности. Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) утверждают, что приобщение к духовным ценностям и их усвоение могут идти только как процесс активного удовлетворения потребности в общении с культурными ценностями. Приобщенный опыт является богатством личности. (4,28,72,1 11) Усвоив духовные ценности, переработав их в сознании, личность в своей деятельности начинает реализовывать приобретенный культурный багаж. Ученые выделяют среди основных свойств культуры такие как, 1)ее системность, 2) кумулятивность (Ю.М.Лотман: «Одно из важнейших определений культуры характеризует ее как негенетическую память коллектива. Культура есть «память». 3) знаковый характер (Э.Бенвенист: «Этот человеческий феномен культура целиком символичен»., 4) коммуникативность (Ю.М.Лотман: «... Культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются, культура имеет, во-первых, коммуникативную и, во-вторых, символическую природу». (15,77) Человек это языковая и культуроносная личность, соответственно, язык и культура имеют антропологический характер. Предпосылкой возникновения и эволюции языка и культуры являются развитие органов чувств и зарождение сознания у человека становление коллективного труда и общественных отношений. «Индивид может реализоваться в качестве субъекта истории лишь как общественное существо, лишь в деятельностном общении с другими людьми». Поэтому, говоря о связи языка и культуры с человеком, с его деятельностью, мы, естественно, подразумеваем не только отдельную личность, но и общество, т.е. людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Так как культурно-языковая взаимосвязь определяется, в главном, человеческой деятельностью, то, безусловно, сами они (и культура, и язык) наделены деятельностным характером. Язык явля |