общении с другими людьми». Поэтому, говоря о связи языка и культуры с человеком, с его деятельностью, мы, естественно, подразумеваем не только отдельную личность, но и общество, т.е. людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Так как культурно-языковая взаимосвязь определяется, в главном, человеческой деятельностью, то, безусловно, сами они (и культура, и язык) наделены деятельностным характером. Язык является одним из видов человеческой деятельности и поэтому составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. «Однако в качестве формы существования мышления и, главное как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой» [56, с. 48]. Как личность человек формируется, участвуя в деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.И, Щукина, С.Л. Рубинштейн), при этом он не просто адаптируется во внешнем мире, а преобразует этот мир в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. Значит, для осознанной человеческой деятельности характерно целеполагание. Оно предполагает втягивание объекта в новые взаимосвязи, опосредуемые самим человеком [72, 111, 145]. С позиций социального и деятельностного подходов культура личности является компонентом культуры общества. Прогресс развития культуры общества совпадает с прогрессом становления личности. Развитая культура дает возможность выработать практические навыки в разных сферах деятельности и обогатить духовный мир человека. Целеполагание в культуре это предвидение человеком |
удовлетворения потребности в общении с культурными ценностями. Приобщенный опыт является богатством личности. (4,28,72,1 11) Усвоив духовные ценности, переработав их в сознании, личность в своей деятельности начинает реализовывать приобретенный культурный багаж. Ученые выделяют среди основных свойств культуры такие как, 1)ее системность, 2) кумулятивность (Ю.М.Лотман: «Одно из важнейших определений культуры характеризует ее как негенетическую память коллектива. Культура есть «память». 3) знаковый характер (Э.Бенвенист: «Этот человеческий феномен культура целиком символичен»., 4) коммуникативность (Ю.М.Лотман: «... Культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются, культура имеет, во-первых, коммуникативную и, во-вторых, символическую природу». (15,77) Человек это языковая и культуроносная личность, соответственно, язык и культура имеют антропологический характер. Предпосылкой возникновения и эволюции языка и культуры являются развитие органов чувств и зарождение сознания у человека становление коллективного труда и общественных отношений. «Индивид может реализоваться в качестве субъекта истории лишь как общественное существо, лишь в деятельностном общении с другими людьми». Поэтому, говоря о связи языка и культуры с человеком, с его деятельностью, мы, естественно, подразумеваем не только отдельную личность, но и общество, т.е. людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Так как культурно-языковая взаимосвязь определяется, в главном, человеческой деятельностью, то, безусловно, сами они (и культура, и язык) наделены деятельностным характером. Язык явля ется одним из видов человеческой деятельности и поэтому составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. «Однако в качестве формы существования мышления и, главное как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой». (56, С. 48) Как личность человек формируется, участвуя в деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн), при этом он не просто адаптируется во внешнем мире, а преобразует этот мир в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. Значит, для осознанной человеческой деятельности характерно целеполагание. Оно предполагает втягивание объекта в новые взаимосвязи, опосредуемые самим человеком. (72,111,145) С позиций социального и деятельностного подходов культура личности является компонентом культуры общества. Прогресс развития культуры общества совпадает с прогрессом становления личности. Развитая культура дает возможность выработать практические навыки в разных сферах деятельности и обогатить духовный мир человека. Целеполагание в культуре это предвидение человеком некого результата своих действий, которое осуществляется на абстрактно-логическом уровне, т.е. идеально. Идеальное считается связующим звеном между языком и культурой. «С помощью языка специфической формы опредмечивания субъект создает модель будущего продукта своей деятельности. Целеполагание в языке это речевая интенция, то есть коммуникативная цель, которую преследует говорящий / пишущий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего / читающего. |