некого результата своих действий, которое осуществляется на абстрактно-логическом уровне, т.е. идеально. Идеальное считается связующим звеном между языком и культурой. «С помощью языка специфической формы опредмечивания субъект создает модель будущего продукта своей деятельности. Целеполагание в языке —это речевая интенция, то есть коммуникативная цель, которую преследует говорящий / пишущий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего / читающего. Д.X.Хаймс, систематизируя различные точки зрения, выделял четыре основных подхода: 1) язык первичен (источник, причина, фактор, независимая переменная величина); 2)остальная часть культуры первична; 3)ни язык, ни остальная часть культуры не первичны, они рассматриваются как взаимно определяющие; 4)ни язык, ни остальная часть культуры не первичны, и то и другое определяется фактором, лежащим в их основе (таким, как «взгляд на мир», Volksgeist, национальный характер [160, 161]. К.Леви-Стросс указывал, что язык может рассматриваться как: 1) продукт культуры («употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа»), 2) часть культуры («он представляет собой один из ее элементов»), 3) условие культуры («именно с помощью языка индивид обретает культуру своей группы») [162,164]. Легко заметить, что ни один из перечисленных выше подходов не отрицает теснейшего взаимодействия языка и культуры. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров в книге «Язык и культура» также отмечают, что основная функция языка быть средством общения между людьми. Общение выступает универсальным условием человеческого бытия. «Само бытие человека есть |
ется одним из видов человеческой деятельности и поэтому составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. «Однако в качестве формы существования мышления и, главное как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой». (56, С. 48) Как личность человек формируется, участвуя в деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн), при этом он не просто адаптируется во внешнем мире, а преобразует этот мир в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. Значит, для осознанной человеческой деятельности характерно целеполагание. Оно предполагает втягивание объекта в новые взаимосвязи, опосредуемые самим человеком. (72,111,145) С позиций социального и деятельностного подходов культура личности является компонентом культуры общества. Прогресс развития культуры общества совпадает с прогрессом становления личности. Развитая культура дает возможность выработать практические навыки в разных сферах деятельности и обогатить духовный мир человека. Целеполагание в культуре это предвидение человеком некого результата своих действий, которое осуществляется на абстрактно-логическом уровне, т.е. идеально. Идеальное считается связующим звеном между языком и культурой. «С помощью языка специфической формы опредмечивания субъект создает модель будущего продукта своей деятельности. Целеполагание в языке это речевая интенция, то есть коммуникативная цель, которую преследует говорящий / пишущий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего / читающего. Д.Х.Хаймс, систематизируя различные точки зрения, выделял четыре основных подхода: 1) язык первичен (источник, причина, фактор, независимая переменная величина и т.д.); 2)остальная часть культуры первична; 3)ни язык, ни остальная часть культуры не первичны, они рассматриваются как взаимно определяющие; 4)ни язык, ни остальная часть культуры не первичны, и то и другое определяется фактором, лежащим в их основе (таким, как «взгляд на мир», Voiksgeist, национальный характер и т.п. (160;161) К.Леви-Стросс указывал, что язык может рассматриваться как: 1) продукт культуры («употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа»), 2) часть культуры («он представляет собой один из ее элементов»), 3) условие культуры («именно с помощью языка индивид обретает культуру своей группы»). (162,164) Легко заметить, что ни один из перечисленных выше подходов не отрицает теснейшего взаимодействия языка и культуры. Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров в книге «Язык и культура» также отмечают, что основная функция языка быть средством общения между людьми. Общение выступает универсальным условием человеческого бытия. «Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться». (27, С. 312). Именно в условиях разнопланового общения происходит процесс личности, ее приобщение к духовным и материальным ценностям общества, знакомство с ее традициями. По мнению А.В. Петровского, человек становится личностью в процессе общения, вхождения в общество, с которым он непрерывно контактирует. В процессе коммуникации каждый человек, являясь активным субъектом взаимодействия, познает окружающий его социальный, природный и предметный мир, развивая и углубляя свои отношения с ним. В коммуникативной деятельности |