социальном контексте [122, 146]. Большое значение, которое придают эти авторы социокультурному аспекту обучения, позволяет более широко подойти к решению вопросов стратегии и тактики обучения иностранным языкам, особенно в условиях одновременного овладения несколькими языками и культурами. [Gumperz I. Hymes D.] Д.X.Хаймс утверждал, что, с одной стороны, язык детерминирет культурную реальность, люди, принадлежащие к разным культурам, «обладают до некоторой степени особыми коммуникативными системами», а с другой —«культурные ценности и верования отчасти создают языковую реальность» [162]. Коммуникация начинается в связи с необходимостью согласования совместной жизнедеятельности. О полноценном согласовании интересов, возможно, говорить лишь в случае, когда возникает идея такого взаимодействия, предполагающего соблюдение суверенитета участников, их интересов в условиях обеспеченности одинаковым объемом информации. Условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью является коммуникативная культура как основа общей культуры личности и как базовый компонент культуры. «Коммуникативный подход к изучению культуры предполагает наличие в ней собственной коммуникативной организации как более или менее единой системы информационных воздействий. Культурно организованное сознание включается в эту систему в качестве ее компонента. Сознание строится в соответствии с определенными схемами мировосприятия, выражаемыми в культуре. Они могут и не быть выражены в эксплицитной форме и, тем не менее, оказывают огромное воздействие на жизнь людей» [53, 62]. |
культурным нормам и нравственным законам своего общества. В общении же он реализуется как активный, самобытный и творческий субъект. Отдельный человек как нечто обособленное не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в общении, единстве человека с человеком. По словам философа К. Чери, общество людей и культуру правомерно определить, как людей в состоянии коммуникации. В 70-80-х годах А. Гумперс и Д. Хайме основоположники новой научной концепции «этнография и этнология коммуникаций» дали новый импульс к решению этой проблемы.(1 57,1 58) Опираясь на этнолингвистику Ф. Боаса, Э. Сепира, Б. Уорфа, а также на лингвистику Р. Якобсона, авторы нового подхода разрабатывают теорию коммуникации как культурной системы. Особое внимание в этой области исследований обращено на функции языка, а не на его структуру. Точкой отсчета является не языковой код, а речевая активность. Для того чтобы общаться, недостаточно знать язык, систему языка, надо знать, как им пользоваться в определенном социальном контексте.(122,14б) Большое значение, которое придают эти авторы социокультурному аспекту обучения, позволяет более широко подойти к решению вопросов стратегии и тактики обучения иностранным языкам, особенно в условиях одновременного овладения несколькими языками и культурами. (Gumperz I. Hymes D.) Д.Х.Хаймс утверждал, что, с одной стороны, язык детерминирет культурную реальность, люди, принадлежащие к разным культурам, «обладают до некоторой степени особыми коммуникативными системами», а с другой «культурные ценности и верования отчасти создают языковую реальность». (162) Коммуникация начинается в связи с необходимостью согласо вания совместной жизнедеятельности. О полноценном согласовании интересов, возможно, говорить лишь в случае, когда возникает идея такого взаимодействия, предполагающего соблюдение суверенитета участников, их интересов в условиях обеспеченности одинаковым объемом информации. Условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью является коммуникативная культура как основа общей культуры личности и как базовый компонент культуры. «Коммуникативный подход к изучению культуры предполагает наличие в ней собственной коммуникативной организации как более или менее единой системы информационных воздействий. Культурно организованное сознание включается в эту систему в качестве ее компонента. Сознание строится в соответствии с определенными схемами мировосприятия, выражаемыми в культуре. Они могут и не быть выражены в эксплицитной форме и, тем не менее, оказывают огромное воздействие на жизнь людей». (53,62) Если согласиться, что целью общения является достижение духовной общности путем проникновения в ценностно-смысловой мир чужого сознания, то задачей коммуникативной организации общества является укрепление и поддержание единства его коллективного сознания в изменяющейся исторической реальности. Вновь поступающая информация перерабатывается таким образом, чтобы увеличить степень сопротивления общественного организма среде или усилить его потенциал в освоении окружающего мира. Поэтому коммуникация не просто процесс передачи знаний от одного человека к другому, но вся совокупность взаимодействий социально и культурно организованного сознания с внешней и внутренней реальностью со стороны ее организации как источника ин |