Если согласиться, что целью общения является достижение духовной общности путем проникновения в ценностно-смысловой мир чужого сознания, то задачей коммуникативной организации общества является укрепление и поддержание единства его коллективного сознания в изменяющейся исторической реальности. Вновь поступающая информация перерабатывается таким образом, чтобы увеличить степень сопротивления общественного организма среде или усилить его потенциал в освоении окружающего мира. Поэтому коммуникация не просто процесс передачи знаний от одного человека к другому, но вся совокупность взаимодействий социально и культурно организованного сознания с внешней и внутренней реальностью со стороны ее организации как источника информации [62]. К ключевым функциям культуры относятся информационная, управленческая и коммуникативная. Они находятся между собой в органической взаимосвязи. Коммуникативность информации, т.е. ее понятность, приемлемость в процессах управления обусловлена известной общностью социально-культурных значений, зафиксированных в знаках и знаковых системах. Своеобразным разрядом, как бы средством общения человека являются предметы эстетического характера (живопись, музыка, скульптура), но они также являются функцией не самой мысли, а материальной фиксации продукта мыслительной деятельности человека. Такая коммуникация будет представлять собой духовно-эмоциональное явление, способствующее усвоению важнейших общекультурных ценностей. Однако общение с помощью подобных эстетических ценностей не есть коммуникация в строгом смысле этого слова. «Все виды предметов, созданных человеком в качестве материальных или |
вания совместной жизнедеятельности. О полноценном согласовании интересов, возможно, говорить лишь в случае, когда возникает идея такого взаимодействия, предполагающего соблюдение суверенитета участников, их интересов в условиях обеспеченности одинаковым объемом информации. Условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью является коммуникативная культура как основа общей культуры личности и как базовый компонент культуры. «Коммуникативный подход к изучению культуры предполагает наличие в ней собственной коммуникативной организации как более или менее единой системы информационных воздействий. Культурно организованное сознание включается в эту систему в качестве ее компонента. Сознание строится в соответствии с определенными схемами мировосприятия, выражаемыми в культуре. Они могут и не быть выражены в эксплицитной форме и, тем не менее, оказывают огромное воздействие на жизнь людей». (53,62) Если согласиться, что целью общения является достижение духовной общности путем проникновения в ценностно-смысловой мир чужого сознания, то задачей коммуникативной организации общества является укрепление и поддержание единства его коллективного сознания в изменяющейся исторической реальности. Вновь поступающая информация перерабатывается таким образом, чтобы увеличить степень сопротивления общественного организма среде или усилить его потенциал в освоении окружающего мира. Поэтому коммуникация не просто процесс передачи знаний от одного человека к другому, но вся совокупность взаимодействий социально и культурно организованного сознания с внешней и внутренней реальностью со стороны ее организации как источника ин 25 формации. (62) Схематическое изображение процесса общения в терминах этнографии речи представлено в приложении А, рисунки А. 1 и А.2. К ключевым функциям культуры относятся информационная, управленческая и коммуникативная. Они находятся между собой в органической взаимосвязи. Коммуникативность информации, т.е. ее понятность, приемлемость в процессах управления обусловлена известной общностью социально-культурных значений, зафиксированных в знаках и знаковых системах. Своеобразным разрядом, как бы средством общения человека являются предметы эстетического характера (живопись, музыка, скульптура и т.д.), но они также являются функцией не самой мысли, а материальной фиксации продукта мыслительной деятельности человека. Такая коммуникация будет представлять собой духовно-эмоциональное явление, способствующее усвоению важнейших общекультурных ценностей. Однако общение с помощью подобных эстетических ценностей не есть коммуникация в строгом смысле этого слова. «Все виды предметов, созданных человеком в качестве материальных или эстетических ценностей, первоначально существуют как мыслительное представление в речи автора. А при восприятии их также формируется определенная мысль в форме языковых выражений». (93, 113,125) Язык как система не допускает произвольных деяний, а основой его существования является адекватность мыслительного языкового процесса отражаемому миру. Коммуникативную функцию (быть орудием передачи информации от одного участника акта коммуникации другому) язык и культура выполняют только при условии их интеграции. Диалектическое единство языка и культуры проявляется в том, что, помимо специальных, у них есть интегративные и тождественные |