оптимизацию выработки языковой, коммуникативной и культурологической компетенции обучаемых, т.е. овладение системой языка, правилами его функционирования (нормами речевого общения) и правилами межкультурной коммуникации. Язык выступает здесь в своей основной, коммуникативной функции и ее неразрывной связи с познавательной и дискурсивной (мыслеразвивающей и мыслеформирующей) функцией: отчетливо проявляется роль языка в становлении и развитии языковой личности, ее социализации. Второй аспект. ~ Осознания языка как феномена культуры, как культурно-исторической среды, воплощающей в себе историю, культуру, обычаи народа. Язык возникает на определенной стадии развития человечества как артефакт (порождение, продукт деятельности человечества), а затем он сам становится важным фактором, влияющим на культурное развитие общества (средой порождающей, по Гумбольдту). В языке фиксируется познаваемый человеком мир, формируется языковое сознание, языковая картина мира, отражается материальная и духовная культура общества [32]. Третий аспект. ~ Рассмотрение языка и его эстетической функции как средства создания художественной литературы искусства слова и соотношение ее с другими видами искусства и, прежде всего с музыкой, живописью. Языковая личность, выполняя культурообразовательную функцию, имеет ряд критериев, которые определяют уровень ее развития. Среди них такие как: а) использование средств общения в соответствии с целью и адресатом; б) владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи; в) освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного |
функции. Таким образом, проблема взаимосвязи языка и культуры может быть рассмотрена в лингводидактике в следующих трех аспектах. Первый аспект. Овладение нормами речевого поведения, т.е. коммуникативной культурой или культурой общения. Этот аспект тесно связан: с социолингвистикой, изучающей влияние социальных факторов на развитие языка и языковой личности, влияние культурного окружения личности на формирование ее языка, владение нормами языка как показателем культурного уровня личности; с психолингвистикой, изучающей универсальный внутренний психический механизм производства и восприятия речи, и этнопсихолингвистикой, исследующей наблюдаемые формы функционирования этого механизма, реализуемые всегда в национальном языке и национальной культуре. (125,126,129) Названный аспект изучения проблемы предполагает оптимизацию выработки языковой, коммуникативной и культурологической компетенции обучаемых, т.е. овладение системой языка, правилами его функционирования (нормами речевого общения) и правилами межкультурной коммуникации. Язык выступает здесь в своей основной, коммуникативной функции и ее неразрывной связи с познавательной и дискурсивной (мыслеразвивающей и мыслеформирующей) функцией: отчетливо проявляется роль языка в становлении и развитии языковой личности, ее социализации. Второй аспект. Осознания языка как феномена культуры, как культурно-исторической среды, воплощающей в себе историю, культуру, обычаи народа. Язык возникает на определенной стадии развития человечества как артефакт (порождение, продукт деятельности человечества), а затем он сам становится важным фактором, влияющим на культурное развитие общества (средой порождающей, по Гумбольдту). В языке фиксируется познаваемый человеком мир, формируется языковое сознание, языковая картина мира, отражается материальная и духовная культура общества. (32) Третий аспект. Рассмотрение языка и его эстетической функции как средства создания художественной литературы искусства слова и соотношение ее с другими видами искусства и, прежде всего с музыкой, живописью. Языковая личность, выполняя культурообразовательную функцию, имеет ряд критериев, которые определяют уровень ее развития. Среди них такие как: а) использование средств общения в соответствии с целью и адресатом; б) владение приемами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи; в) освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативного воздействия. Совокупность названных обобщенных коммуникативных (обеспечивающих процессы взаимодействия) умений составляет коммуникативную культуру языковой личности. Теоретикометодологический анализ работ Л. А.Беляевой, В.С.Грехнева, Ю.М.Иванова, В.А.Кан-Калика, А.Н.Ксенофонтовой, И.Е.Ширшова позволил нам обратиться к формулировке понятия «коммуникативная культура». Коммуникативную культуру определяют как совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно , что коммуникативная культура это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. |