древности была определена не только сущность коммуникации, но и основные подходы к ее изучению. Они определены еще Платоном в диалоге «Федр», который впервые называет способы обмена информацией между людьми: речь и письменность. Многие важные проблемы были рассмотрены еще Цицероном, который определил основные задачи коммуникации, а именно уместность высказываний «что, где, как». Известный отечественный философ М.С. Каган полагает, что различие между общением и коммуникацией будет проведено достаточно строго, если интерпретировать общение как своего рода духовное взаимодействие, совместную выработку «общих» представлений, взглядов, понятий, установок, идеалов, т.е. достижение совместными усилиями духовной общности [42, 43, 44]. В отличие от коммуникации здесь нет ни отправителя, ни получателя, а есть партнеры: «духовное общение это самораскрытие субъекта другому субъекту, встреча двух исповедей» [44, с. 18]. Тогда, скажем, воспитание возможно лишь в процессе общения, а образование, накопление знаний достижимо только в процессе коммуникации, т.е. передачи знания. В своих исследованиях М.С. Каган выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направленности действий субъекта на другого субъекта. В своей книге «Мир общения: проблема межсубъектных отношений» он дает классификацию форм общения. Моделирование профессионального общения на занятиях иностранного языка связано с различными видами познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи необходимой информации, расширяет кругозор, развивает способности студента. |
ки человеческого общения, основным содержанием которой оказывается взаимопонимание. В определенном плане каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, как содержащее и выражающее определенную информацию. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, т.е. имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы. Мы придерживаемся концепции Л.С. Выготского, что язык, а особенно иностранный это сложная коммуникативная деятельность, неразрывно связанная с механизмами мышления. В процессе общения формируются образцы и модели поведения личности, развивается мышление, способность к анализу и оценка, слагается образ мира и самого себя. В отечественной педагогике долгое время рассматривалось только понятие общение, а не коммуникация, хотя уже в глубокой древности была определена не только сущность коммуникации, но и основные подходы к ее изучению. Они определены еще Платоном в диалоге «Федр», который впервые называет способы обмена информацией между людьми: речь и письменность. Многие важные проблемы были рассмотрены еще Цицероном, который определил основные задачи коммуникации, а именно уместность высказываний «что,где, как». Известный отечественный философ М.С. Каган полагает, что различие между общением и коммуникацией будет проведено достаточно строго, если интерпретировать общение как своего рода духовное взаимодействие, совместную выработку «общих» представ лений, взглядов, понятий, установок, идеалов, т.е. достижение совместными усилиями духовной общности. (42,43,44) В отличие от коммуникации здесь нет ни отправителя, ни получателя, а есть партнеры: «духовное общение это самораскрытие субъекта другому субъекту, встреча двух исповедей». (44, С. 18) Тогда, скажем, воспитание возможно лишь в процессе общения, а образование, накопление знаний достижимо только в процессе коммуникации, т.е. передачи знания. В своих исследованиях М.С. Каган выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направленности действий субъекта на другого субъекта. В своей книге «Мир общения: проблема межсубъектных отношений» он дает классификацию форм общения (Приложение А, рисунок А.З). Моделирование профессионального общения на занятиях иностранного языка связано с различными видами познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи необходимой информации, расширяет кругозор, развивает способности студента. В ходе его осуществляется межличностный обмен действиями, операциями, навыками и умениями, что обогащает и совершенствует деятельность самого студента. К основам формирования иноязычной коммуникации следует отнести: оценку коммуникативных актов на основе наличия адресата (субъекта коммуникации), направленности сообщения, его содержания, средств передачи информации, функционирование канала связи, результативности коммуникации; рассмотрение информации как науки о закономерностях процесса ее передачи, распределения, обработки и преобразования. 84 цесс обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах. Иноязычную коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов (эмоциональная культура, культура мышления, культура речи). Показателями сформированностн иноязычной коммуникативной культуры является коммуникативный потенциал, коммуникативная компетентность и направленность. Под иноязычной коммуникативной культурой понимается совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия между представителями различных культур, которые способствуют взаимопониманию и эффективному решению задач общения. Моделирование профессионального общения на занятиях иностранного языка связано с различными видами познавательной или учебной деятельности и служит способом передачи необходимой информации, расширяет кругозор, развивает способности студентов. В ходе его осуществляется межличностный обмен действиями, операциями, навыками и умениями, что обогащает и совершенствует деятельность студента. Через иностранный язык формируются знания в области иноязычной коммуникативной культуры (традиции, обычаи, специфический культурный образ мира) и умения, навыки их использования в интеркультурном контексте. В процессе расширения прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и отдельными индивидами, представляющими разные культуры и страны огромную роль играет профессиональное мастерство будущего специалиста использование знаний в области иноязычной коммуникативной культуры в своей профессиональной деятельности. Особенности развития иноязычной коммуникативной культуры |