Проверяемый текст
Варгина Виктория Николаевна. Остеопороз у больных системной красной волчанкой и системной склеродермией и его коррекция альфакальцидолом (Диссертация 2005)
[стр. 138]

от тяжести заболевания, возможно, обусловлена накоплением в процессе развития болезни повреждений внутренних органов и тканей, нарушающих нормальное функционирование различных систем организма, в том числе и костной.
Достоверной зависимости развития ОП от длительности СКВ нами выявлено не было.
Таким образом, выраженность нарушений костного метаболизма значительно больше зависит от степени накопления общего повреждения организма, а не от длительности процесса.
В литературе мнение исследователей по этому вопросу расходится, часть авторов, подобно нам, не находят зависимости частоты развития ОП от длительности СКВ
(35), другие же выявили обратно пропорциональную корреляцию между длительностью болезни и состоянием МПКТ (293) с увеличением риска развития ОП (риск развития ОП составил 1,2 на каждый год заболевания).
Одной из причин потери костной массы может быть
приём некоторых лекарственных препаратов, поэтому в данной работе мы изучали особенности терапии СКВ препаратами групп, обладающих возможным негативным влиянием на костную ткань и фосфорно-кальциевый обмен.
В результате нами была установлена связь между развитием вторичного ОП при
СКВ и применением ГКС терапии.
Выявлена зависимость снижения костной массы от увеличения длительности
приёма и кумулятивной дозы ГКС.
Дополнительно к этому, больные с более высокой активностью заболевания получают более высокие дозировки глюкокортикостероидов, оказывающей выраженные побочные эффекты, в том числе, и на костную ткань.
Полученная нами зависимость состояния костной ткани от ГКС-терапии может быть связана с тем, что в физиологическом состоянии
глюкокортикоиды играют важную роль в регуляции костного ремоделирования.
Однако, при постоянном длительном экзогенном введении в супрафизиологических концентрациях они оказывают прямое рецептор-зависимое ингибирующее влияние на активность зрелых
остеобластов, нарушают дифференцировку их предшественников, снижают их способность прикрепляться к белкам костного матрикса.
В
результате этого ослабляется функциональная активность
[стр. 173]

жения МПКТ и прочности кости при повышении активности заболеваний.
В настоящей работе мы также исследовали зависимость состояния кост♦ ной ткани от тяжести заболевания.
У больных СКВ была выявлена достоверная обратно пропорциональная корреляционная связь между состоянием прочности кости и индексом кумулятивного повреждения SLICC/ACR DI, наблюдаемая и другими авторами (178, 311).
Из висцеральных поражений развитие ОП сочеталось с наличием люпус-нефрита, ассоциирующегося с гиперпродукцией АТ к нативной ДНК, являющихся маркерами поражения почек при СКВ и активности воспаления.
При ССД частота развития ОП увеличивалась в процессе прогрессирования и генерализации заболевания, достигая максимума в терминальной стадии.
Наблюдалось достоверно более частое поражение почек и ЖКТ у больных ССД с ОП и остеопенией, чем у больных с нормальными показателями прочности кости.
Выявленная нами зависимость развития ОП при СКВ и ССД от тяжести заболевания, возможно, обусловлена накоплением в процессе развития болезни повреждений внутренних органов и тканей, нарушающих нормальное функционирование различных систем организма, в том числе и костной.
Частое сочетание ОП и поражения почек при СКВ и ССД по результатам нашего исследования, может быть связано с тем, что почки оказывают влияние на гомеостаз кальция, фосфора и метаболизм витамина D, а также являются органом-мишеныо и местом деградации ПТГ.
Имеются данные, что уже в начальной стадии гломерулонефрита создаются условия для нарушения метаболизма кальция в сторону гипокальциемии, усугубляющиеся при хронической почечной недостаточности.
При заболеваниях почек происходит нарушение 1-альфа гидроксилирования витамина D с образованием l,25(OH)2D3 и вследствие протеинурии развивается дефицит 25(OH)D3.
Развитием вторичного гиперпаратиреоза замыкается порочный круг, приводящий к нарушению гомеостаза кальция, поражению костной системы, нарушению функциональной активности почек, желудочно-кишечного тракта (167).
Продемонстрированная нами, частая ассоциация развития ОП у боль

[стр.,175]

снижение МПКТ в проксимальном участке бедренной кости у больных ССД * с кальцинозом по сравнению с больными без него (381), а ведь доказано, что синдром Тибьсржа-Вейсенб; анамнезом заболевания (16).
ССД с длительным Полученную нами зависимость можно объяснить постоянно прогрессирующим воспалительным процессом при ССД (распространением фиброза и сосудистых нарушений), когда с увеличением длительности заболевания происходит увеличение накопленного поражения организма и переход заболевания из начальной стадии в генерализованную и терминальную, когда в 100% случаев нарушается костный метаболизм с развитием системного ОП.
При СКВ подобной зависимости развития ОП от длительности болезни нами выявлено не было, что можно объяснить имеющейся у обследованных больных зависимостью развития ОП от активности заболевания и течения, и в связи с этим относительно быстрого накопления общего повреждения организма, т.е.
индекса повреждения SLICC/ACR.
Дополнительно к этому, изза более высокой активностью заболевания данная группа больных получает ГКС-терапию в достоверно более высокой суточной дозировке, значительно превышающей физиологическую норму, и, соответственно, оказывающей выраженные побочные эффекты, в том числе, и на костную ткань.
В литературе мнение исследователей по этому вопросу расходится, часть авторов, подобно нам, не находят зависимости частоты развития ОП от длительности СКВ
(52), другие же выявили обратно пропорциональную корреляцию между длительностью болезни и состоянием МПКТ (311) с увеличением риска развития ОП (риск развития ОП составил 1,2 на каждый год заболевания) (178).
Одной из причин потери костной массы может быть
прием некоторых лекарственных препаратов, поэтому в данной работе мы изучали особенности терапии СКВ и ССД препаратами групп, обладающих возможным негативным влиянием на костную ткань и фосфорно-кальциевый обмен.
В результате нами была установлена связь между развитием вторичного ОП при


[стр.,176]

а.
г» V М f I -fJT -*»fi > -Wifi.
*4 *.
i h *t 6 * * < * СКВ и ССД и применением ГКС терапии.
Выявлена зависимость снижения костной массы от увеличения длительности
приема и кумулятивной дозы ГКС.
При этом больные ССД с ОП достоверно чаще принимали перорально ГКС и в достоверно более высокой средней суточной дозировке в пересчёте на преднизолон, чем больные с нормальными показателями прочности кости.
Полученная нами зависимость состояния костной ткани от ГКСтерапии может быть связана с тем, что в физиологическом состоянии
ГК играют важную роль в регуляции костного ремоделирования.
Однако при постоянном длительном экзогенном введении в супрафизиологических концентрациях они оказывают прямое рецептор-зависимое ингибирующее влияние на активность зрелых
ОБ, нарушают дифференцировку предшественников ОБ, снижают их способность прикрепляться к белкам костного матрикса, в I результате чего ослабляется функциональная активность ОБ и подавляется образование и минерализация костного матрикса (363, 218, 224, 217).
Подавляя экспрессию коллагена и усиливая его деградацию, ГКС оказывают катаболическое действие на костный матрикс и костную массу.
Имеются данные, что ГК способны влиять на активность и образование ОК (166, 147, 387).
ГКС оказывают ингибирующее влияние на экспрессию кальбидина-ОК28 — белка, принимающего непосредственное участие в транспорте кальция в кишечнике, а также усиливают почечную экскрецию (131, 399) и ослабляют канальцневую реабсорбцию фосфора и кальция (232,215).
Развивающееся в результате этого нарушение фосфорно-кальциевого обмена создает предпосылки для развития вторичного гиперпаратиреоза, описанного в среднем у четверти пациентов, длительно леченных ГКС (277).
На фоне лечения ГКС может наблюдаться снижение синтеза и метаболизма l,25(OH)2D3(256), а также число VDR (216).
В результате подавления ГКС секреции половых гормонов, происходит уменьшение анаболического воздействия андрогенов на костную ткань (193, 309), и ускорение потери костной массы на фоне гипоэстрогении (75,302, 112).
Таким образом, всё это вместе взятое приводит к разобщению процессов костного обмена, проявляющегося подавлением % *

[Back]