Проверяемый текст
Варгина Виктория Николаевна. Остеопороз у больных системной красной волчанкой и системной склеродермией и его коррекция альфакальцидолом (Диссертация 2005)
[стр. 142]

вым протективным влиянием на МПКТ у лиц обоего пола обладает масса тела более 70 кг (54).
Результаты многочисленных исследований показывают, что снижение ИМТ способствует уменьшению
МПКТ и ухудшению качества кости с повышением риска развития ОП и переломов.
Кроме того, низкии индекс массы тела и снижение мышечной силы у больных СКВ могут являться симптомом заболевания и, в определённой степени, характеризовать его активность.
Проведённое нами изучение клинической картины остеопороза у больных СКВ выявило, что важное место в спектре жалоб занимает наличие болевого синдрома в позвоночнике и трубчатых костях скелета различной степени интенсивности.
В основе возникновения костной боли при ОП лежит развитие и накопление в местах нарушения костного ремоделирования микроповреждений, обуславливающих снижение прочности кости.
При исследовании частоты развития переломов костей было выявлено, что у больных СКВ
с ОП переломы костей развивались достоверно чаще, чем у больных с нормальной МПКТ.
Переломы костей происходили в местах скелета богатых как трабекулярной, так и кортикальной костной
тканью.
Проведённые ранее исследования состояния кости при СКВ выявили выраженную потерю трабекулярной и кортикальной кости, чем вероятно и обусловлено развитие переломов
(336, 109, 294).
Однако у части больных СКВ остеопороз протекал бессимптомно или малосимптомно и выявлялся нами лишь при целенаправленном обследовании с применением современных инструментальных методов диагностики.
Это подтверждает мнение некоторых ученых, считающих, что ОП является “безмолвной болезнью” (42) и развивается асимптомно до тех пор, пока не появятся переломы костей.
В связи с этим, для ранней диагностики заболевания и своевременного, до возникновения осложнений, начала лечения необходимо проведение остеоденситометрического обследования пациентов из групп риска.
Для изучения характерных особенностей костного метаболизма при СКВ, мы проводили исследование маркеров костного ремоделирования и оценку кальций-фосфорного гомеостаза.
Уровень остеокальцина сыворотки крови и
[стр. 180]

пах молодого, среднего и старшего возраста можно объяснить негативным влиянием на костную ткань дополнительных факторов воздействующих на скелет независимо от возраста больных, в данном случае это могут быть хроническии иммуновоспалительныи процесс и применяемая иммуносупрессивная терапия.
Данные литературы по этому вопросу неоднозначны.
Так, часть авто* ров также, как и мы не выявили зависимости снижения МПКТ от возраста (52).
В то время как в исследовании Bhattoa Н.Р.
et al.
(2002) была продемонстрирована статистически достоверная зависимость снижения МПКТ в поясничном отделе позвоночника от возраста у 79 обследованных преди постменопаузальных женщин с СКВ (122).
Нами была установлена достоверная зависимость состояния костной ткани и частоты развития ОП у больных СКВ и ССД от ИМТ.
При снижении ИМТ наблюдалось ухудшение состояния МПКТ и качества кости, ассоциирующееся с увеличением частоты развития ОП и остеопении.
Подобные результаты были получены в исследовании канадских учёных проводивших обследование 84 молодых женщин больных СКВ, выявивших в группе женщин с ОП достоверно более низкие показатели ИМТ, чем в группе больных того же возраста с нормальными показателями МПКТ (178).
Это может быть обусловлено тем, что антропометрические особенности человека в определенной степени влияют на состояние костной массы.
Существует мнение, что худые люди более подвержены развитию ОП с последующими переломами, чем лица с избыточной массой тела.
По данным многоцентрового европейского исследования, костная плотность увеличивалась у мужчин и у женщин на каждый килограмм массы тела на 0,52% и 0,58% в поясничном отделе позвоночника и на 0,51% и 0,57% в шейке бедра соответственно (320).
Отчётливым протективным влиянием на МПКТ у лиц обоего пола обладает масса тела более 70 кг (73).
Результаты многочисленных исследований показывают, что снижение ИМТ способствует уменьше


[стр.,181]

нию МПКТ и ухудшению качества кости с повышением риска развития ОП и f переломов (348).
Кроме того, низкий ИМТ у больных СКВ и ССД может являться симптомом заболевания и, в определённой степени, характеризовать его активность.
Мы выявили высокую частоту развития ОП и остеопении у больных СКВ и ССД женщин независимо от состояния репродуктивной функции.
Однако известно, что надёжным предиктором снижения МПКТ у женщин, находящихся в менопаузе, является продолжительность периода после ее наступления (261).
Подобная закономерность была выявлена и в нашем исследовании.
У женщин в менопаузе больных СКВ и ССД имелось достоверное снижение МПКТ и прочности кости с повышением частоты развития ОП и остеопении при увеличении длительности менопаузы.
Выраженное антирезорбтивное влияние эстрогенов на костную ткань, обусловливает ускоренную потерю МПКТ при их недостаточности.
Имеются сведения, что у женщин до начала менопаузы ежегодная потеря костной массы составляют 0,7-1,3%, в то время как в период перименопаузы и в первые 5-10 лет постменопаузы наступает резкое ускорение данного процесса, достигающее 2% в год (261).
В литературе нет единого мнения авторов о частоте развития остеопенического синдрома у больных СКВ женщин в зависимости от наличия менопаузы.
С одной стороны имеются данные о высокой частоте развития ОП и остеопешш у женщин независимо от состояния репродуктивной функции, отмечено лишь, что у женщин с СМЦ преобладает остеопения, а в постменопаузе ОП (73).
С другой стороны есть исследования выявившие зависимость частоты развития ОП у больных СКВ женщин от наличия менопаузы (121).
Сведений о связи снижения МПКТ и длительности менопаузы, как у больных СКВ, так и у больных ССД нами не найдено.
Проведённое нами изучение клинической картины ОП у больных СКВ и ССД выявило, что важное место в спектре жалоб занимает наличие болево

[стр.,182]

го синдрома в позвоночнике и трубчатых костях скелета различной степени интенсивности.
В основе возникновения костной боли при ОП лежит развитие и накопление в местах нарушения костного ремоделирования микроповреждений, обуславливающих снижение прочности кости.
При исследовании частоты развития переломов костей было выявлено, что у больных СКВ
и ССД с ОП переломы костей развивались достоверно чаще, чем у больных с нормальной МПКТ.
Переломы костей происходили в местах скелета богатых как трабекулярной, так и кортикальной костной
тканыо.
Проведённые ранее исследования состояния кости при СКВ выявили выраженную потерю трабекулярной и кортикальной кости, чем вероятно и обусловлено развитие переломов
(370, 126,312).
Однако у части больных СКВ и ССД ОП протекал бессимптомно или малосимптомно и выявлялся нами лишь при целенаправленном обследовании с применением современных инструментальных методов диагностики ОП.
Это подтверждает, что ОП является “безмолвной болезнью” (56) и развивается асимптомно до тех пор, пока не появятся переломы костей.
Поэтому для ранней диагностики заболевания и начала лечения до возникновения осложнений необходимо проведение остеоденситометрического обследования пациентов групп риска.
Для описания характерных особенностей костного метаболизма при ОП у больных СКВ и ССД, мы проводили исследование маркеров костного обмена и оценку кальций-фосфорного гомеостаза.
На основании выявленного нами у больных СКВ с ОП достоверного снижения концентрации ОКЦ, находящегося ниже уровня нормы, и ЩФ сыворотки крови и достоверного повышения уровня Cross-laps в моче по срав* нению с больными без ОП, был сделан вывод о том, что развитие ОП проис* * ходит на фоне сниженной активности ОБ и преобладающей активности ОК.
Имелась достоверная связь состояния костной ткани с уровнем ОКЦ сыворотки крови, и отрицательная связь с уровнем Cross-laps в моче.
* В литературе до настоящего времени всё ещё обсуждается вопрос о

[Back]