• усвоение чужих социальных ролей, при обобщении которых создается новый образ (М. Мид [112]), • результат влияния общественных традиций и нравственных ценностей, которыми поведение человека направляется в определенное русло под действием внутреннего принуждения (Малиновски [75, с.45-46]), • «стереотип повторяющихся межличностных ситуаций» (Г.С. Салливан [137, с.8]), • развитие в разных сферах жизнедеятельности, расширение и углубление связей с разными сферами жизни общества, овладение общественным опытом Н.П. Капустин [66]. Сегодня наиболее распространенная и целостная система, объясняющая процесс взаимодействия человека с социумом, «Я концепция» Э.Эриксона. Ученый рассматривает социализацию как взаимосвязь «идентичности» и интеграции различных «образов самости», которая позволяет активизировать свои способности и самореализоваться. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, так как даст человеку «возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои возможности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [175, с.8]. Ряд ученых (Э.Эриксон, И.С. Кон, В.Л. Ядов и др.) выделяет три уровня идентичности: 1) психофизиологическая идентичность, способствующая биологической адаптации; 2) социальная идентичность, означающая систему свойств в результате усвоения социальных норм; 3) личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость». В таком контексте становится более понятным, что процесс социализа46 |
своем будущем, а оценивают себя применительно к различным видам предстоящей деятельности, к главному делу своей жизни» [59, с.20]. Основным процессом, в ходе которого осуществляется подготовка к жизни, является социализация. В качестве рабочего определения социализации мы возьмем определение A.A. Макарени: «Социализация процесс развития индивида, происходящий при его взаимодействии с окружающей социокультурной средой в ходе жизнедеятельности и обогащающей его как самореализующуюся личность» [103, сЛ 52]. Социализация как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и кончая самим собой [117, с.31]. Изучение социализации на различных уровнях создает целостное представление о ней. Нейрофизиологи исследуют, какие отделы мозга и как регулируют механизмы психики, позволяющие живому существу обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. Психологи задаются вопросом: Какие психологические механизмы управляют процессом социализации? Различные основания теорий позволяют рассматривать социализацию; • как усвоение человеком заданных норм, правил, эталонов, которые руководят им в ситуациях выбора (Т.Парсонс [136, с.464-477]), • усвоение чужих социальных ролей, при обобщении которых создается новый образ (Дж. Г. Мид), • результат влияния общественных традиций и нравственных ценностей, которыми поведение человека направляется в определенное русло под действием внутреннего принуждения (Малиновски [81, с.45-46]), • «стереотип повторяющихся межличностных ситуаций» (Г.С. Салливан [166, с.8]), • развитие в разных сферах жизнедеятельности, расширение и углубление связей с разными сферами жизни общества, овладение общественным опытом [71]. Сегодня наиболее распространенная и целостная система, объясняющая процесс взаимодействия человека с социумом, «Я концепция» Э.Эриксона. Ученый рассматривает социализацию как взаимосвязь «идентичности» и интеграции различных «образов самости», которая позволяет активизировать свои способности и самореализоваться. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, так как дает человеку «возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои возможности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» 1206, с.8]. Ряд ученых (Э.Эриксон, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.) выделяет три уровня идентичности: 1) психофизиологическая идентичность, способствующая биологической адаптации; 2) социальная идентичность, означающая систему свойств в результате усвоения социальных норм; 3) личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость» [81; 206; 209]. В таком контексте становится более понятным, что процесс социализации связан, прежде всего, с новообразованиями внутри личностной структуры. А термины, составной частью которых является «само», удостоверяют нас в наличии особой реальности «самости», сущности человека, выступающей внутренней основой для развертывания тех или иных субъективных процессов. Нашим представлениям формирования социальной идентичности соответствует теория самокатегоризации Г.Тэджфела [214]. Американский ученый отмечает три последовательных этапа становления социальной идентичности:. 1) самоопределение индивида как члена социальной категории, Яконцепция; 2) усвоение норм и стериотипов поведения данной социальной группы, |