47 ции связан, прежде всего, с новообразованиями внутри личностной структуры. Л термины, составной частью которых является «само», удостоверяют нас в наличии особой реальности «самости», сущности человека, выступающей внутренней основой для развертывания тех или иных субъективных процессов. Нашим представлениям формирования социальной идентичности соответствует теория самокатсгоризации Г.Тэджфела [185]. Американский ученый отмечает три последовательных этапа становления социальной идентичности: 1) самоопределение индивида как члена социальной категории, Яконцегщия; 2) усвоение норм и стериотипов поведения данной социальной группы, апробация различных вариантов поведения; 3) выбор и присвоение норм и стереотипов поведения социальной группы, которые становятся внутренними регуляторами социального поведения. Логическим продолжением теории самокатсгоризации является вывод И.С. Кона о динамичности идентичности и необходимости самоопределения: «В процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают наличные в ней социальные роли и идсшгичности, но научаются устанавливать, поддерживать и изменять такие идентичности, преобразуя тем самым самих себя и окружающий мир» [75, с. 135]. Однако неопределенность в пространстве авторитетов и ценностей в российских условиях ослабляет рациональный компонент социальной идентификации и усиливает иррациональный, т.е. большая свобода в самоопределении порождает неуверенность, сужает перспективы жизненного планирования [18, с.273]. Особенностью педагогического подхода является организациониодеятелыюстиый аспект. До последнего времени отечественная педагогическая наука и практика в основном ограничивались изучением и организацией профессионального, гражданского и нравственного самоопределения школь |
Сегодня наиболее распространенная и целостная система, объясняющая процесс взаимодействия человека с социумом, «Я концепция» Э.Эриксона. Ученый рассматривает социализацию как взаимосвязь «идентичности» и интеграции различных «образов самости», которая позволяет активизировать свои способности и самореализоваться. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, так как дает человеку «возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои возможности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» 1206, с.8]. Ряд ученых (Э.Эриксон, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.) выделяет три уровня идентичности: 1) психофизиологическая идентичность, способствующая биологической адаптации; 2) социальная идентичность, означающая систему свойств в результате усвоения социальных норм; 3) личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость» [81; 206; 209]. В таком контексте становится более понятным, что процесс социализации связан, прежде всего, с новообразованиями внутри личностной структуры. А термины, составной частью которых является «само», удостоверяют нас в наличии особой реальности «самости», сущности человека, выступающей внутренней основой для развертывания тех или иных субъективных процессов. Нашим представлениям формирования социальной идентичности соответствует теория самокатегоризации Г.Тэджфела [214]. Американский ученый отмечает три последовательных этапа становления социальной идентичности:. 1) самоопределение индивида как члена социальной категории, Яконцепция; 2) усвоение норм и стериотипов поведения данной социальной группы, апробация различных вариантов поведения; 3) выбор и присвоение норм и стереотипов поведения социальной группы, которые становятся внутренними регуляторами социального поведения. Логическим продолжением теории самокатегоризации является вывод И.С. Кона о динамичности идентичности и необходимости самоопределения: «В процессе социализации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают наличные в ней социальные роли и идентичности, но научаются устанавливать, поддерживать и изменять такие идентичности, преобразуя тем самым самих себя и окружающий мир» [81, с.135]. Однако неопределенность в пространстве авторитетов и ценностей в российских условиях ослабляет рациональную компоненту социальной идентификации и усиливает иррациональную, т.е. большая свобода в самоопределении порождает неуверенность, сужает перспективы жизненного планирования [18, с.273]. Особенностью педагогического подхода является организационнодеятельностный аспект. До последнего времени отечественная педагогическая наука и практика в основном ограничивались изучением и организацией профессионального, гражданского и нравственного самоопределения школьников. Современная постановка открывает возможности исследования этого феномена как совокупности ситуативного, социального, культурного факторов, воздействующих на человека [42, с.42]. Следовательно, социализацию учащихся в педагогическом процессе мы будем рассматривать с позиции создания условий для максимального саморазвития, самоактуализации, саморегуляции, самоопределения, самореализации школьников. Сегодня «выпускник школы должен быть не просто кладезем знаний, а человеком, способным оперативно и творчески решать разнообразные задачи, с которыми он будет сталкиваться в жизни и трудовой деятельности» [204, сЛ 17]. Иными словами, быть компетентным в различных сферах жизнедеятельности. В этом контексте М.В. Рыжаков формулирует понятие «компетенция» как сферу отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике, способность (умение) мобилизовать в данной ситуации |