Проверяемый текст
Бускина, Елена Викторовна; Содержание образования в антропоэкологической школе как средство подготовки учащихся к жизнедеятельности (Диссертация 2003)
[стр. 50]

50 личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.
Рсцспптвпо-отражательпыи подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире.
Предполагается,
что на этой основе, без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности, человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.
Копстр) ктивпо-деятелыюстпыи подход под содержанием образования понимает педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте.
Проявления этой концепции разнообразны и включают: отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и эмоционально-ценностных отношений.
Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей.
В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.
Для нашего исследования значимы авторские интерпретации конструктивно-деятельностного подхода, представленные И.Я.
Лернером, М.Н.
Скаткиным, Э.Д.
Днепровым,
Н.А.
Сорокиным.
И.Я.
Лернер и М.Н.
Скаткин дополняют содержание образования с позиции культуры как «педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноволевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры»
[98, с.
103].
В
[стр. 50]

полученные знания и опыт [165].
Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности является содержание образования.
В связи с тем, что на сегодняшний день в педагогической литературе понятие «содержание образования» не получило однозначного завершенного обоснования, в нашей стране сосуществуют разные концепции содержания образования, каждая из которых связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе: человек цель или средство, общество для него или он для общества.
Авторы «Российской педагогической энциклопедии» трактуют «содержание образования» вне культурного исторического опыта человечества и понимают его как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности [159, с.487].
В современном педагогическом словаре рассматривается содержание образования как один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства [179, с.716-717].
В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепций содержания образования, представленные В.В.
Краевским [86, с.8-10].
Информационный подход трактует содержание образования как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе.
Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе.
Игнорируя развитие качеств личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.
Рецептивно-отражательный подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире.
Предполагается,


[стр.,51]

что на этой основе, без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности, человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.
Конструктивно-деятельностный подход под содержанием образования понимает педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте.
Проявления этой концепции разнообразны и включают: отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и эмоционально-ценностных отношений.
Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей.
В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.
Для нашего исследования значимы авторские интерпретации конструктивно-деятельностного подхода, представленные И.Я.
Лернером, М.Н.
Скаткиным, Э.Д.
Днепровым,
H.A.
Сорокиным.
И.Я.
Лернер и М.Н.
Скаткин дополняют содержание образования с позиции культуры как «педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноволевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры»
[97, с.
103].
В этом контексте содержание образования представляет собой цели обучения, выраженные педагогическим языком.
Оно является фактором, обусловливающим обучение как систему, и выступает в четырех ролях цели, средства обучения, объекта усвоения, результата обучения.
Э.Д.
Днепров рассматривает содержание образования как «своеобразный «музей» истории человеческой культуры ..., «экспонаты» которого призваны создать у молодежи целостное теоретическое представление об ок

[Back]