54 на котором проектируется и выстраивается будущая жизнедеятельность выпускника. Речь идет о качественно новом типе содержания образования и особой природе средств его усвоения. Специфика его как компонента содержания заключается в работе личности над организацией своего внутреннего мира: смыслов, впечатлений, выводов из пережитого [142]. К сожалению, в настоящее время наблюдается падение интереса к себе как человеческой сущности и на индивидуальном, и на общественном уровнях. С одной стороны, оно сопровождается смешением образовательной проблематики на второй план, сужением ее смыслов и содержания до социальноприкладного контекста [72, с.196]. С другой стороны, H.A. Плата подчеркивает важность того, чтобы предметы «давали бы ядро фундаментальных знаний с мостиком в реальную жизнь, но не превращались при этом в потребительски обслуживающую дисциплину» [127, с. 14]. Определяющими факторами содержания образования в этих условиях являются человеческая жизнедеятельность, культура, социум и природа. И.Л. Колесникова предлагает более полную структуру содержания школьного образования и выделяет следующие базовые компоненты: 1) онтологический компонент обозначение круга проблем, обращающих человека к смыслу бытия (Добро и Зло, Жизнь и Смерть и т.д.); 2) информационно-гносеологический компонщгг предъявление спектра существующих способов информационного взаимодействия человека с окружающим миром и собой; 3) культурно-цивилизационный компонент осознание принципов, логики, содержания сониогенетического развития человечества, формирование целостного представления о мире и о себе как части этого мира; 4) антропологический компонент формирование интегративного знания о человеке, накопление опыта самопознания, самосовершенствования; 5) социально-технологический компонент определение ориентиров и способов решения жизненных задач, последовательно встающих перед |
тивнее, если содержание образования обеспечит воспитание его эмоционально-волевой сферы. Только при этом условии внешний мир переходит в личностный опыт в контексте жизнедеятельности, становится объективной ценностью, субъективной установкой, взглядом, убеждением, руководством к действию. Именно личностный опыт является основанием, на котором проектируется и выстраивается будущая жизнедеятельность выпускника. Речь идет о качественно новом типе содержания образования и особой природе средств его усвоения. Специфика его как компонента содержания заключается в работе личности над организацией своего внутреннего мира: смыслов, впечатлений, выводов из пережитого [170]. К сожалению, в настоящее время наблюдается падение интереса к себе как человеческой сущности и на индивидуальном, и на общественном уровнях. С одной стороны, оно сопровождается смещением образовательной проблематики на второй план, сужением ее смыслов и содержания до социальноприкладного контекста [77, с. 196]. С другой стороны, H.A. Платэ подчеркивает важность того, чтобы предметы «давали бы ядро фундаментальных знаний с мостиком в реальную жизнь, но не превращались при этом в потребительски обслуживающую дисциплину» [148, с.14]. Определяющими факторами содержания образования в этих условиях являются человеческая жизнедеятельность, культура, социум и природа. И.А. Колесникова предлагает более полную структуру содержания школьного образования и выделяет следующие базовые компоненты: 1) онтологический компонент обозначение круга проблем, обращающих человека к смыслу бытия (Добро и Зло, Жизнь и Смерть и т.д.); 2) информационно-гносеологический компонент предъявление спектра существующих способов информационного взаимодействия человека с окружающим миром и собой; 3) культурно-цивилизационный компонент осознание принципов, логики, содержания социогенетического развития человечества, формирование целостного представления о мире и о себе как части этого мира; 4) антропологический компонент формирование интегративного знания о человеке, накопление опыта самопознания, самосовершенствования; 5) социально-технологический компонент — определение ориентиров и способов решения жизненных задач, последовательно встающих перед взрослеющим человеком на том или ином этапе социального развития; 6) этико-аксиологический компонент обеспечение оснований для выбора в жизненных ситуациях «в сторону Добра»; 7) индивидуально-креативный компонент накопление опыта творчества в базовых видах деятельности и в системе человеческих отношений [77, с.210]. При реализации такого содержания ведущими являются принципы человекосообразности, экосообразности и соответствия информации. В более обобщенном виде представляет содержание образования Б.Т. Лихачев. Ученый считает, что человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах, «осмысление подрастающим поколением основ трех областей знания: ноосферы, социосферы и психосферы дает возможность гармонизировать его отношения с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой» [98, с.323]. На наших глазах разворачиваются интеграционные процессы, ведущие к превращению образования в средство объединения народов на общих принципах бытия. Получившая в последнее десятилетие распространение идея «образование для мира» (education for peace), для глобального общества, для всей планеты Земля, для взаимодействия на мирных началах, для воспитания чувства причастности к всечеловеческой проблематике направлена на формирование принципиально нового качества образования. Через изменение содержания образования можно спрогнозировать такие всеобщие характеристики человека XXI века, как: способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью действовать локально; способность разрешать социально-политические, психологические, ин |