57 формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения); интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [56, с. 174]. Современные цели и задачи образования, научно-технические и социально-экономические условия выдвигают на первый план в подготовке выпускников к профессиональной деятельности ряд приоритетных направлении. Современные сдвиги в отношениях между индивидуумом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности. С одной стороны, этот отход от безликой массовости, нормативности создает простор проявлению и становлению индивидуальности. С другой стороны, ставит детей в условия выбора, когда каждый ребенок должен, осмысливая свое прошлое, определить свои ценности и проектировать свой жизненный план, что и будет означать: началось его самоопределение. В начале XXI века российское общество развивается в условиях отсутствия единой государственной идеологии, размыты ценностные ориентации. Но есть непреходящие интернациональные гуманистические ценности, стоящие вне политики: общеевропейские, общечеловеческие, сформулированные в рамках представлений о правах человека. По определению Н.Д. Никандрова, к ним относят «ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство, весь род человеческий» [116, с. 11]. Именно они и должны стать основой воспитания. Все культурологические подходы предполагают, по мнению Л.Л. Макарепи, формирование различных картин окружающего человека мира на основе взаимосвязи материальной, духовной, художественной и социальной культур, ценностных ориентаций, овладение внутренней культурой как эле |
теллектуальные конфликты с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в постоянно изменяющемся мире; компетентность как мера осознанной активности при решении задач любого уровня [77, с.197]. В России в соответствии с международными правами ребенка разработаны требования к образованию, направленному на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [83, с.108]. Согласно п.2 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образование, являясь средством подготовки учащихся к жизни, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения); интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [57, сЛ74]. Современные цели и задачи образования, научно-технические и социально-экономические условия выдвигают на первый план в подготовке выпускников к жизнедеятельности ряд приоритетных направлений. Интеграция основ наук и различных способов познания как средство освоения мира формирует единую картину мира и тем самым увеличивает творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Сегодня многие ученые в Российской Федерации и за рубежом указывают на недостаточность предметно-содержательных принципов построения образования [2,45, 62, 102, 213]. В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что «мир, расчлененный на учебные дисциплины, дидактичен, но нежизнеспособен, его освоение делает мышление ученика рассудочным, но не разумным... Разум формирует иной образ мира: динамичный, без жестких границ между предметными областями, опирающийся на связи научных данных с культурными традициями, объединяющий знания и чувства» [62, с.262]. A.A. Макареня утверждает, что предметный подход является одним из пороков, приведших к кризису цивилизации [102, с.25]. А между тем еще П.П. Блонский отмечал, что «предмет познания ребенка —вся окружающая действительность, как нечто целое» [20, с.13]. А.Я. Данилюк, доказывая перспективность межпредметной интеграции, указывает на появление новой организационной дидактической единицы — интегрального пространства, в котором процесс обучения приводит к достижению качественно нового уровня —систематического образования личностных смыслов. Технологическая формула этого новообразования следующая: преподаваемые знания диалог личностные смыслы новые знания, создаваемые учеником на основе личностного смысла [45, с.12]. Современные сдвиги в отношениях между индивидумом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности. С одной стороны, этот отход от безликой массовости, нормативности создает простор проявлению и становлению индивидуальности. С другой стороны, ставит детей в условия выбора, когда каждый ребенок должен, осмысливая свое прошлое, определить свои цепности и проектировать свой жизненный план, что и будет означать: началось его самоопределение. В начале XXI века российское общество развивается в условиях отсутствия единой государственной идеологии, размыты ценностные ориентации. Но есть непреходящие интернациональные гуманистические ценности, стоящие вне политики: общеевропейские, общечеловеческие, сформулированные в рамках представлений о правах человека. По определению Н.Д. Никандрова, к ним относят «ценности, которые принимают все люди, подавляющее боль57 шинство, весь род человеческий» [116, с. И]. Именно они и должны стать основой воспитания. Сегодня главные объекты исследования —человек, личность, культура. Научный поиск все более поворачивается от «обстоятельств к человеку»: речь идет о переносе центра тяжести с исследования событий на исследование человека в этих «событиях» и «структурах». Поэтому в образовательном плане изучение повседневности жизни помогает адекватно воспринимать исторический процесс, в какой-то мере разрушить привычные стереотипы и сформировать новую систему ценностей [63, с.11]. Мировая тенденция изменения отношений переход от властвования к партнерству (между мужчиной и женщиной, между народами и нациями, религиями, между человеком и природой, гармония с самим собой) —возможна только на таких ценностях, как планетарное здоровье и экологическая жизнеспособность, как удовлетворение разумных потребностей людей и безусловное уважение к их правам [157, с.34]. Вполне понятно, что школьный образовательный процесс должен быть направлен на ознакомление с многочисленными общечеловеческими ценностями, помочь ребенку осуществить отбор жизненно ориентирующих ценностей, способствовать включению их в круг личностных интересов и забот и создать свой внутренний мир [109, сЛ00], обратить подрастающего человека к осмыслению его бытия, сформировать нравственные основополагающие стержни для построения плана своей будущей экологически целесообразной, личностно и общественно значимой жизнедеятельности, максимальной реализации потенциальных возможностей. Все культурологические подходы предполагают, по мнению А.А. Макарени, формирование различных картин окружающего человека мира на основе взаимосвязи материальной, духовной, художественной и социальной культур, ценностных ориентаций, овладение внутренней культурой как элементом саморазвития личности [104, с.9-10]. При этом подходе ученый выделяет три линии развития знаний, умений и навыков, способствующих ценностному отношению к предмету изучения: |