Проверяемый текст
Страшнюк, Светлана Юрьевна; Интеграция на модульной основе гуманитарных дисциплин в техническом вузе для развития комплексных умений студентов (Диссертация 2003)
[стр. 62]

62 Таким образом, интеграция какого-либо явления это процесс его движения, развития к более целостному состоянию, характеризующемуся не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, по, прежде всего, изменением свойств самих элементов.
Дальнейшее развитие системы обусловлено универсализацией свойств элементов и гармонизацией их связей между собой, что ведет к более высокому уровню целостности системы и новым
шггегральным эффектам.
Следует отмстить, что идея о единстве научных знаний уходит своими корнями в историю цивилизации и находит определенное воплощение уже в работах таких древних мыслителей, как Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля.
Эгу проблему также решали такие выдающиеся ученые, как Д.И.
Менделеев, А.

Эйнштейн, J1.
Бсрталанфи и многие другие.
Значительное внимание к этой
идее было проявлено и со стороны отечественных ученых (И.П.
Павлова,
II.И.
Вавилова, В.А.
Шмальгаузена, A.II.
Берга и др.).
Философскометодические и общенаучные проблемы интеграции привлекают внимание и многих современных ученых, имеется ряд монографий и огромное количество статей посвященных данной проблеме.
Вопросы обусловленности интеграционных процессов общественной практикой, деятельностный аспект понимания интеграции, проблемы интеграции естествознания и
обшествознания исследованы в монографии Г.Ю.
Киксц [69].
Интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях
B.C.
Готта, Э.П.
Семенюка, А.Д.
Урсула [35].
Принцип многоуровневости интеграции, вытекающий из многообразия форм ее проявления, исследован в
работах Б.М.
Кедрова [68], М.С.
Асимова, А.
Турсунова [7].
Типы интеграционных процессов в науке рассматривают
A.C.
Кравец [85], Б.Г.
Юдин [175].
Ряд авторов Б.А.
Ахлибинскнй [11], Н.Т.
Костюк, B.C.
Лутай, В.Д.
Белогуб [83], указывают на роль принципов диалектики в интеграции наук.
Такие исследо
[стр. 15]

являющимся целями интеграции.
Этот процесс является диалектическим и осуществляется в форме постоянного разрешения противоречий между свойствами и тенденциями к универсальности, всесторонности и к специализации, однородности в развитии элементов.
Другая сторона появления нового интегративного эффекта это гармонизация связей между всесторонне развивающимися элементами.
Внутренние связи из жестких, однозначных становятся гибкими, комплексными, что приводит к тому, что факторы централизованного управления начинают ослабевать, а факторы самоуправления возрастать.
За счет более оптимального перераспределения разных форм связей, управления и самоуправления система пополняет возможности а получении новых эффектов.
Таким образом, если процесс универсализации является количественным ростом разнообразия и функций, то процесс гармонизации имеет качественную природу.
Итак, можно сказать, что сущность интеграции представляется как двойственный процесс у н и ве р с а ли за ц и и элем ент ов и га р м о н и за ц и и связей м еж д у н и м и .
Поскольку акцент смещен на свойства самих элементов интеграционного процесса, проявляющиеся при формировании новой системы, то именно от свойств элементов зависят характер связей и форма управления интеграции.
[13] Таким образом, интеграция какого-либо явления —это процесс его движения, развития к более целостному состоянию, характеризующемуся не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, но, прежде всего, изменением свойств самих элементов.
Дальнейшее развитие системы обусловлено универсализацией свойств элементов и гармонизацией их связей между собой, что ведет к более высокому уровню целостности системы и новым
интегральным эффектам.
Следует отметить, что идея о единстве научных знаний уходит своими корнями в историю цивилизации и находит определенное воплощение уже в работах таких древних мыслителей, как Платона и Аристотеля, Канта и Геге

[стр.,16]

16 ля.
Эту проблему также решали такие выдающиеся ученые, как Д.И.
Менделеев, А.

Эйншейн, Л.
Берталанфи и многие другие.
Значительное внимание к этой
идеи было проявлено и со стороны отечественных ученых (И.П.
Павлова,
Н.И.
Вавилова, В.А.
Шмальгаузена, А.Н.
Берга и др.)* Философеко-методические я общенаучные проблемы интеграции привлекают внимание и многих современных ученых, имеется ряд моногра^ фий к огромное количество статей посвященных данной проблеме.
Вопросы обусловленности интеграционных процессов общественной практикой, деятельностный аспект понимания интеграции, проблемы интеграции естествознания и
обществознания исследованы в монографии Г.Ю.
Кикец [76].
Интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях
А.Д.
Урсула, B.C.
Готта, Э.П.
Семенюка [44, 171].
Принцип многоуровневости интеграции, вытекающий из многообразия форм ее проявления, исследован в
ра♦ ботах Б,М.
Кедрова [75], М.С.
Асимова, А.
Турсунова [11].
Типы интеграционных процессов в науке рассматривают
А.С.
Кравец [87], Б.Г.
Ю дин [194].
Ряд авторов Б.А.
Ахлибинский [12], Н.Т.
Костток, B.C.
Лутай, В.Д.
Белогуб [84], указывают на роль принципов диалектики в интеграции наук.
Такие исследователи,
как Н.Д.
Депенчук [54], О.М.
Сичивица [153] особое внимание уделяют формам интеграции, их сложности и разноуровневое™.
В монографии М.Г.
Чепикова «Интеграция науки» подчеркивается, что в понятийном аппарате единой науки главенствующую роль должны играть общенаучные понятия, что необходимо иметь единую общую теорию этой науки, которая должна стать закономерным результатом развития интеграционных процессов и представлять собой углубленный синтез знаний.
[182] В настоящее время считается общепризнанным, что в основе единства наук и научных знаний лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов.
Другим, более глубоким и общим выражением единства мира является сходство структуры качественно различных областей явлений, представ

[Back]