63 ватсли, как Н.Д. Дспсичук [43], О.М. Сичивпца [144] особое внимание уделяют формам интеграции, их сложности и разноуровневости. В настоящее время считается общепризнанным, что в основе единства наук и научных знании лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов. Другим, более глубоким и общим выражением единства мира является сходство структуры качественно различных областей явлений, представляющих собой системы разной степени сложности, а также разных уровней и типов организованности [17]. Основополагающим в процессе единения научного знания выступает расширение его возможностей. Повышение благодаря интеграции единства, целостности и информационной емкости знания, уровня его обобщенности и комплексности, взаимодействие различных видов научной деятельности и усилий специалистов различных областей знания, ведут к тому, что осуществляется переход современного знания на более высокий уровень развития, не без оснований рассматривая интеграцию как одну из существенных черт научного прогресса. Одним из важнейших объективно-реальных оснований является отражение во внутренней логике развития наук тех интегративных процессов, которые проявляются в общественно-исторической практике, в материальном производстве и социокультурных явлениях, считает Кошкина И.В. [84]. Поскольку в современной литературе отсутствует единая общепринятая трактовка понятия «интеграция», то проведенный нами анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что можно выделить три основных подхода в понимании сущности интеграции: 1. Механический предполагает сведение композиционных элементов к единому целому и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности. |
16 ля. Эту проблему также решали такие выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, А. Эйншейн, Л. Берталанфи и многие другие. Значительное внимание к этой идеи было проявлено и со стороны отечественных ученых (И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, В.А. Шмальгаузена, А.Н. Берга и др.)* Философеко-методические я общенаучные проблемы интеграции привлекают внимание и многих современных ученых, имеется ряд моногра^ фий к огромное количество статей посвященных данной проблеме. Вопросы обусловленности интеграционных процессов общественной практикой, деятельностный аспект понимания интеграции, проблемы интеграции естествознания и обществознания исследованы в монографии Г.Ю. Кикец [76]. Интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях А.Д. Урсула, B.C. Готта, Э.П. Семенюка [44, 171]. Принцип многоуровневости интеграции, вытекающий из многообразия форм ее проявления, исследован в ра♦ ботах Б,М. Кедрова [75], М.С. Асимова, А. Турсунова [11]. Типы интеграционных процессов в науке рассматривают А.С. Кравец [87], Б.Г. Ю дин [194]. Ряд авторов Б.А. Ахлибинский [12], Н.Т. Костток, B.C. Лутай, В.Д. Белогуб [84], указывают на роль принципов диалектики в интеграции наук. Такие исследователи, как Н.Д. Депенчук [54], О.М. Сичивица [153] особое внимание уделяют формам интеграции, их сложности и разноуровневое™. В монографии М.Г. Чепикова «Интеграция науки» подчеркивается, что в понятийном аппарате единой науки главенствующую роль должны играть общенаучные понятия, что необходимо иметь единую общую теорию этой науки, которая должна стать закономерным результатом развития интеграционных процессов и представлять собой углубленный синтез знаний. [182] В настоящее время считается общепризнанным, что в основе единства наук и научных знаний лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов. Другим, более глубоким и общим выражением единства мира является сходство структуры качественно различных областей явлений, представ ляющих собой системы разной степени сложности, а также разных уровней и типов организованности. [25] Основополагающим в процессе единения научного знания выступает расширение его возможностей. Повышение благодаря интеграции единства, целостности и информационной емкости знания, уровня его обобщенности и комплексности, взаимодействие различных видов научной деятельности и усилий специалистов различных областей знания, ведут к тому, что осуществляется переход современного знания на более высокий уровень развития, не без оснований рассматривая интеграцию как одну из существенных черт научного прогресса. Существенное влияние на интеграционное взаимодействие естественных и технических наук, как отмечает М.Н. Берулава, оказывает такая особенность процесса интеграции, как ее «неравномерность, связанная со сменой лидерства в науке». [23, с. 14] Интеграция знаний в области естественных, общественных и технических наук как выражение их единства, проявлением которого выступает возникновение комплексных проблем, стыковка между науками, ранее казавшимися изолированными, усиление внутридисциплинарной, междисциплинарной, общенаучной коммуникации имеет как объективно-реальные, так и внутринаучные, гносеологические предпосылки. Одним из важнейших объективно-реальных оснований является отражение во внутренней логике развития наук тех интегративных процессов, которые проявляются в общественно-исторической практике, в материальном производстве и социокультурных явлениях. [8 6 ] В последние годы уделялось существенное внимание исследованиям и анализу интегрирующих факторов и конкретных форм интеграции в различных областях научного знания, осуществлялся поиск критериев, являющихся общими и наиболее важными для многообразия ее проявлений, и предпринимались попытки дать комплексное, синтезированное определение интеграции, выявить единую для интеграционных процессов сущность. 419 ний во многом определяется внутренними возможностями компонентов интеграции, а также целевыми установками, определяющими границы функционирования и развития. [181] По мнению Н.П. Депенчука, интеграция научных знаний должна включать в себя три аспекта: синтез компонентов знания, некоторые промежуточные формы интеграции и их конфликт. [54] В своей монографии М.Н. Берулава, обобщая разные подходы к определению понятия интеграция, делает вывод о том, что «это процесс взаимодействия на единой мировоззренческой и логико-методологической основе структурных элементов тех или иных наук, сопровождающийся ростом их унификации и комплексности». [25, с. 6 6 ] Таким образом, интеграцию наук можно рассматривать как систему с соответствующей структурой и как объективный процесс, имеющий разные ступени и степени своего развития. Поскольку в современной литературе отсутствует единая общепринятая трактовка понятия «интеграция», то проведенный нами анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что можно выделить три основных подхода в понимании сущности интеграции: 1. М еханический предполагает сведение композиционных элементов к единому целому и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности. 2. Д иалект ический — сопровождается поиском общих закономерностей и признанием качественных различий между интегрирующими составляющими. 3. Д ополнит ельны й —подразумевает единство как необходимое условие воспроизведения целостности посредством использования взаимоисключающих данных. Исходя из выше изложенного, мы считаем целесообразным в своей дальнейшей работе основываться на том, что интеграция —это процесс и результат становления определенной целостности, отражение динамики |