73 2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов, т.с. это процесс становления целостностьI. Б.Л. Ахлибинский отмечал: «Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности» [11, с.51]. Процесс объединения в целое неизбежно связан с определенными преобразованиями ранее разобщенных элементов. На это указывают тс понятия, в кругу которых обычно рассматривается интеграция: синтез, сближение, взаимопроникновение, взаимодополнение и т.п. В этом случае речь идет уже не о простом внешнем суммировании элементов, а об их совмещении, в результате которого возникает целостное, принципиальное иное объединение знаний, умений, структур и видов деятельности. В процессе интеграции происходит постепенно изменение отдельных элементов, они включаются во все большее число связей. Накапливание этих изменений приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге —к возникновению новой целостности. При этом интегративный процесс, как правило, сопровождается усилением педагогического эффекта. 3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. М.А. Розов писал, что интегративный процесс «объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структуры качественно разнообразных объектов» [62, с. 13]. В работах современных философов показано, что построение интеграции, прежде всего, означает определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. Как отмечает С.А. Сергеенок, «предмет исследования |
39 2. И нт еграция связана с качест венны м и и количест венны м и преобразованиям и взаим одейст вую щ их элем ент ов, т.е» это процесс ст ановления целост ност и. Б.А. Ахлибинский отмечал: «Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности» [1 2 , с.51 ] Процесс объединения в целое неизбежно связан с определенными преобразованиями ранее разобщенных элементов. На это указывают те понятия, в кругу которых обычно рассматривается интеграция: синтез, сближение, взаимопроникновение, взаимодополнение и т.п. В этом случае речь идет уже не о простом внешнем суммировании элементов, а об их совмещении, в результате которого возникает целостное, принципиальное иное объединение знаний, умений, структур и видов деятельности. В процессе интеграции происходит постепенно изменение отдельных элементов, они включаются во все больше число связей. Накапливание этих изменений приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге к возникновению новой целостности. При этом интегративный процесс, как правило, сопровождается усилением педагогического эффекта. 3. И нт еграт ивны й процесс имеет свою логико-содерж ат ельную основу. М.А. Розов писал, что интегративный процесс «объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях —материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структуры качественно разнообразных объектов». [69, с. 13] В работах современных философов показано, что построение интеграции, прежде всего, означает определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. Как отмечает С.А. Сергеенок, «предмет исследования любой синтетической науки всегда представляет собой такую структуру, ко |