В основе коммуникативного ядра лежит общение, организованное по признакам технологической структуры. Общением в рамках ситуации коммуникативного ядра ученый называет двустороннюю связь между субъектами общения, так как основанием общения является взаимодействие с другим себе подобным. Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков. Общение имеет место только тогда, когда с помощью определенного языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается как только прекращается обмен. При анализе ситуации коммуникативного ядра принято различать три стороны общения: перцептивную, интерактивную, коммуникативную. Профессиональная деятельность логопеда отличается выраженным гуманистическим характером, направленностью на благо ребенка, его речевую и социальную реабилитацию и адаптацию. Но и сам процесс профессиональной подготовки логопедов должен строиться, прежде всего, на гуманных основаниях, стимулирующих самоуважение и высокую личностную самооценку студентов, способствующих раскрытию их внутреннего творческого потенциала личности. Продуктивные человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт "преподаватель-студент , а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. |
ектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующая на них как на субъекты. Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, ввдит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями. Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата. Как указывает А.Н.Леонтьев [154], общение может принимать форму квазиобщения. В этом отношении можно было бы назвать ’’общением" общение субъекта с субъектом. Объект выступает не как "вещь в себе”, а как "вещь для меня”, как "очеловеченная вещь”, вторгшаяся в жизненный опыт субъекта и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл). Общение может развертываться на разных уровнях —физическом и психическом, материальном и духовном. Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и о его общении в социуме и с самим собой. В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности. Вот почему в аксиологическом аспекте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует на него как некая ценность. Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным. Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте "общение” субъекта и объекта имеет чисто духовный характер. Общение имеет место только тогда, когда с помощью некоего языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение. Связана с общением и проблема речетворческой деятельности. Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи. Частные функции языка определяют13 |