Проверяемый текст
Алиев, Вагиф Музафарович. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Диссертация 2001)
[стр. 68]

4 68 непосредственный объект — это те общественные отношения, для охраны которого создавалась конкретная уголовно-правовая норма.
В данном случаем таковыми будут выступать: а) общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления9 4 4 экономической деятельности в сфере финансового и имущественного оборота, основанные на добросовестности их участников и контролируемости государством источников владения имуществом; б) общественные отношения, связанные с инвестированием капитала в национальную экономику.
Иначе говоря, легализация преступно приобретённого имущества имеет два объекта в качестве основных.
ф Дополнительный непосредственный объект — это общественные отношения, причил нение вреда которым либо угроза причинения вреда является обязательным условием уголовной ответственности, однако он лежит в плоскости другого видового объекта80.
Применительно к составу легализации таковыми будут являться общественные оть ношения, связанные с интересами правосудия.
Интересы правосудия неизбежно страдают в результате того, что затрудняется обнаружение преступно приобретённого имущества, могущего служить вещественным доказательством по делу, затрудняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства.
Следует отметить, что ранее (до 1 февраля 2002 г.) интересы правосудия выступали факультативным объектом легализации (отмывания) имущества (то есть причинение вреда указанному объекту было не обязательно и он охранялся данной нормой лишь попутно).
Положение изменилось со вступлением в силу Федерального закона РФ от 07.08.01 г.
№ 12-ФЗ Р "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём", содержащего новую редакцию Ф ст.
174 УК РФ, согласно которой установлена уголовная ответственность лишь за легализацию имущества добытого не просто незаконным, как было ранее, а исключительно преступным путём.
Таким образом, на сегодняшний день интересы правосу4 дия выступают дополнительным объектом легализации.
Не менее важное значение для понимания содержания объекта легализации (отмывания)
Iденежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, имеет предмет данного преступления.
Обычно под предметом преступления понимаются вещи материального мира или интеллектуальные ценности, посягательства на которые
нарушают 80 часть: курс лекций ;ерации.
Общая часть: учебник для юридических « I « $
[стр. 115]

115 мелкие, не подпадающие под предусмотренные документом ограничения и другие1.
Наиболее полно, как нам представляется, специальные меры предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, предусмотрены в принятых 21 октября 1998 года Государственной Думой федеральных законах «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем»2.
12 ноября 1998 года эти федеральные законы были отклонены с передачей их на рассмотрение согласительной комиссии для устранения возникших разногласий.
В последствии после доработки они были отклонены 12 июня 1999 года Президентом Российской Федерации как противоречащие основам конституционного строя России, международным договорам Российской Федерации, а так же ряду федеральных законов.
Не вдаваясь в дискуссию по поводу обоснованности приведенных доводов (тем более, что нами они уже рассматривались на страницах научно-популярного издания)', заметим, что, по нашему мнению, данный акт (наложение вето) явился результатом развернувшегося противостояния принятию и введению в действие рассматриваемых федеральных законов, свидетельствующих о наличии в обществе могущественной группы политических сил, не 1См.: Обзор практики выявления фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
ГУБЭП МВД России.-М., 1999, с.
5,6.
2Автор является членом рабочей группы Государственной Думы по подготовке указанных федеральных законов.
Участвовал в подготовке одноименных законодательных актов в составе межведомственной рабочей группы под руководством проф.
П.Г.
Пономарева.
См Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 года №400-рп // Собрание законодательства Российской Федерации.
1994, № 20.
Ст.
2270.
3 См.: Алиев В.М.
Политике-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Право и политика.
2000, №2.
С.
7383.


[стр.,129]

129 данного преступления.
Таковыми, на наш взгляд, являются интересы потерпевших (физических лиц) и гражданских истцов (граждан, предприятий, учреждений или организаций).
Ущерб, наносимый им, не всегда очевиден, однако это не означает, что он вообще не имеет уголовно-правового значения.
Как было показано выше, нередко материальный ущерб достигает весьма значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст.
174 УК, является сложным.
Его определение имеет важное значение по следующим причинам: 1) чтобы выяснить характер и степень общественной опасности совершенного деяния; 2) правильно квалифицировать содеянное; 3) отграничить совершенное преступление от схожих преступных деяний.
Не менее важное значение для понимания содержания объекта легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, имеет предмет данного преступления.
Обычно под предметом преступления понимаются вещи материального мира или интеллектуальные ценности, посягательства на которые
нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Им признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а иногда и оценки1.
Казалось бы, предмет рассматриваемого нами преступления четко определен законодателем «денежные средства или иное имущество, приобретенные незаконным путем», то есть денежные средства (валюта Российской Федерации или иностранная валюта), ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в 1См.: Уголовное право России.
Общая часть / Учебник под ред.
А.И.
Рарога.
С.
75.


[стр.,132]

132 вообще, в целом) это родовые понятия.
Точно также, говоря «имущество», имеют ввиду любое имущество движимое и недвижимое.
Этимологически термин «незаконный» означает не только «не по закону» и «не в соответствии с законом», но и «противозаконный», не согласный с законами, правилами, постановлениями»1.
Таким образом, речь в данном случае может N ищи не столько о правовом, сколько лексическом и логическом толковании слова «незаконный» и в широком смысле означает несоответствие любому закону, подзаконному и иному нормативному правовому акту.
Вследствие этого при разработке и рассмотрении российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов определено, что доходы, полученные незаконным путем, это объекты гражданских прав, то есть вещи, включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения2.
Некоторые специалисты придерживаются иного мнения при характеристике происхождения доходов, не всегда последовательно аргументируя свою точку зрения.
Например, правильно утверждается, что в ст.174 УК «и денежные средства, и иное имущество выступают предметом легализации при условии, что приобретены заведомо незаконным путем.
Поскольку диспозиция статьи специально не подчеркивает преступный характер получения имущества, постольку последнее может появиться у виновного не только в результате преступления, но и в результате совершения правонарушений (налоговых, например)».
А вот далее следует, на наш взгляд, 1Даль В.
Указ.
соч.
Т.2.
С.
5182 См.: Федеральные законы: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем».
Приняты Государственной Думой 21 октября 1998 года и отклонены Советом Федерации 12 ноября 1998 года с образованием согласительной комиссии для устранения возникших разногласий.

[Back]