Проверяемый текст
Алиев, Вагиф Музафарович. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Диссертация 2001)
[стр. 77]

нами состава, нуждается, по мнению указанного автора, либо в «расшифровке» с помощью норм других отраслей права, либо в научном толковании, разъяснении содержания специальных терминов не уголовно-правового происхожденияюз Как и всякие нововведения, правовые новеллы проходят этап становления, апробации.
Поэтому вполне закономерными представляются межотраслевые правовые
р коллизии, возникающие вследствие противоречий между уголовным и гражданским законом.
При этом приходится признать, что они порождают различные подходы к квалификации деяний, а иногда дают правоприменителю возможность произвольног* \ ' решать, нормами какой отрасли регулируются те или иные отношения, проявляемые через возникновение юридических фактов103104105.

т 105 В литературе выделяют две группы подобных коллизий явные и скрытые.
В качестве скрытой, или неявной, коллизии приводится пример с предметом нашего исследования— легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем.
Утверждается, в частности, что ст.
174,
174.1 УК противоречит гл.
9 ГК— «Сделки» В частности, ни в гражданском, ни в финансовом, ни в каком-либо другом за-* конодательстве нет определения понятия «финансовые операции», использованного в диспозициях ст.
174,174.1 УК РФ.
* По мнению профессора П.С.Яни понятие «финансовые операции»— это специальный юридический термин, самостоятельное значение которого для целей определенного нормативного правового акта законодатель вправе устанавливать, делая специальную оговорку.
Причем'такая оговорка может состоять и в способе использования термина в особом контексте, как это и имеет место в ст.174,174.1 УК РФ106.
Поэтому Пленум Верховного суда (п.19 постановления), видимо, руководствусоображениями, отнес финансовые к сделкам, однако тем самым, по нашему мнению, не прекратил соответствующую дискуссию, а лишь определил узкое направление деятельности правоприменителя, а также подтвердил несо-* • вершенство конструкции, поставив вопрос целесообразности использования через союз «и» двух аналогичных по содержанию терминов.
* При описании в постановлении Пленума ВС РФ понятия «финансовые опера-* ции» за основу была взята ст.
153 ГК РФ («Понятие сделки»), согласно которой «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на уста103 См.: Шебунов А.А.
Легализация денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным Дис...
канд.
юрид.
наук.
М., 1998.
С.107.
104 См.: Жалинский А.Э.
О соотношении уголовного и гражданского права в сфере экономики//Государство
во.
1999.
№ 12.С.49-50.
105См.: Там же.
С.
49.
106 См.
Яни П.
Незаконное предпринимательство и легализация преступно приобретенного имущества // ность.
2005.
№ 4.
С.13-17.
[стр. 147]

147 права.
Отсутствие указанного признака означает отсутствие основания для отнесения соответствующего действия к числу преступлений.
Следует заметить, что в 1996 году в новом уголовном законе были сформулированы принципиально новые нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.
Законодатель стремился к тому, чтобы они в наибольшей степени соответствовали рыночной экономике, исходя из того, что взаимодействие уголовного и гражданского права должно позитивно влиять на состояние правовой системы и экономики, которая регулируется этой системой.
Однако, как и всякие нововведения, указанные правовые новеллы проходят этап становления, апробации.
Поэтому вполне закономерными представляются межотраслевые правовые
коллизии, возникающие вследствие противоречий между уголовным и гражданским законом.
При этом приходится признать, что они порождают различные подходы к квалификации деяний, а иногда дают правоприменителю возможность произвольно решать, нормами какой отрасли регулируются те или иные отношения, проявляемые через возникновение юридических фактов1.

В литературе выделяют две группы подобных коллизий явные и скрытые.
В качестве скрытой или неявной коллизии приводится пример с предметом нашего исследования легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных
незаконным путем.
Утверждается, в частности, что ст.
174
УК противоречит главе 9 ГК «Сделки»2.
Прежде всего, это относится к части 1 ст.
162 ГК, в соответствии с которой несоблюдение простой письменной формы, а оно может быть заведомым и незаконным, то есть противоречащим ст.
161 ГК о письменной 1 См.: Жалинский А.Э.
О соотношении уголовного и гражданского права в сфере экономики// Государство
и право.
1999, № 12.
С.
49-50.
2См.: Там же.
С.
49.

[Back]