Проверяемый текст
Лавров, Владимир Владимирович. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (Диссертация 2000)
[стр. 85]

различные точки зрения.
Однако мнения отечественных ученых во многом
совпалаш ют.
Так, например, Б.В.
Волженкин под использованием приобретенных
преступным4 путем денежных средств или иного имущества при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности понимает их вложение в уже существующие предпринимательские структуры или вновь создаваемые коммерческие организации, благотворительные фонды и т.
п.120Аналогичной
точки зрения придерживается и Б.В.
Яцеленко121122123.
Некоторыми учеными, например И.В.
Шишковой и Г.Н.
Хлупиной,
вы1 сказывается точка зрения о том, что использование приобретенных преступным путем материальных ценностей в экономической деятельности в основном осуществляется посредством совершения сделок122 в которых, как нам кажется, они видят единственное экономически значимое действие ведущее к выгодному обладанию или рас* поряжению имущественными результатами противоправной деятельности.
Достаточно интересной йредставляется позиция Л.Д.
Гаухмана и С.В.
Максимова.
Под «использованием»
они понимают применение любого из полезных свойствI (функций) денег для осуществления на свой риск деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли.
При этом деньги рассматриваются ими не только как средство платежа для реализации целей предпринимательства, но и как особый инструмент финансового рынка, который может быть использован в качестве« гарантии платежеспособности, например в целях получения кредита.
Под использованием же иного имущества, отличного от денежных средств, они предлагают понимать применение любого из полезных свойств вещей для целей предпринимательской или
инои экономической деятельности123 В данном случае имущеётво используется лишь косвенно.
При этом в ходе осуществления предпринимательской деятельности непосредственно используются денежные средства, полученные в качестве кредита, то есть имеющие законное происхождение.
Приведенный пример убедительно доказывает относительную самостоятельность рассматриваемого альтернативного действия (использование денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем при осуществлении экономической деятельности) в составе легализации преступных приобретений.
г Таким образом, из изложенного следует, что действия по осуществлению непосредственных экономических преобразований и действия по использованию указан120См.: Волженкин Б.В.
Преступления в сфере экономической деятельности СПб., 2002.
С.217.
121См.: Уголовное право.
Особенная часть / под ред.
А.И.
Рарога.
М., 1996.
С.
160.

122 См.:Горелик А.С., Шишко И.В, ХлупинаГ.Н.
Преступления в сфере экономической деятельности в коммерче ских и иных организациях.
Красноярск, 1998.
С.
39.

123См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В.
Указ.'соч.С.188.

[стр. 151]

Таким образом, мы склонны полагать, что использование материальных ценностей, приобретенных незаконным путем, при осуществлении незаконного предпринимательства следует квалифицировать по признаку использования денежных средств в предпринимательской (именно предпринимательской, а не иной экономической) деятельности.
Наибольшую теоретическую сложность, по нашему мнению, представляет вопрос, что следует понимать под использованием приобретенных незаконным путем денежных средств или иного имущества и какие формы имеет указанный вид общественно опасных действий, запрещенных ст.
174 У К РФ.
В отечественной юридической литературе по данным вопросам высказываются различные точки зрения.
Однако мнения отечественных ученых во многом
совпадают.
Так, например, Б.В.
Волженкин под использованием приобретенных
незаконным путем денежных средств или иного имущества при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности понимает их вложение в уже существующие предпринимательские структуры или вновь создаваемые коммерческие организации, благотворительные фонды и т.
п.*
Аналогичной точки зрения придерживается и Б.В.
Лцеленко’ .
Некоторыми учеными, например И.В.
Шишковой и Г.Н.
Хлупиной,
высказывается точка зрения о том, что использование приобретенных незаконным путем материальных ценностей в экономической деятельности, в основном, осуществляется посредством совершения сделок’ , в которых, как нам кажется, они видят единственное экономически значимое действие, ведущее к выгодному обладанию или распоряжению имущественными результатами противоправной деятельности.
Таким образом, указанными авторами, высказывается сомнение по поводу целесообразности сохранения в диспозиции исследуемой нами уголовно-правовой нормы рассматриваемых альтернативных дей‘ Волженкин Б.В.
Экономические преступления.
СПб., 1999.
С.
110.
Уголовное право.
Особенная часть / Под.
ред.
А.И.
Рарога.
М., 1996.
С.
160.

’ Горелик А.С., Ш ишко К В ., Хлушна Г.Н.
Преступления в сфере экономической деятельности в коммерческих и иных организациях.
Красноярск, 1998.
С.
39.

151

[стр.,152]

ствий (использования денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности), что, как нам кажется, не бесспорно.
Достаточно оригинальной в этой связи видится нам позиция Л.Д.
Гаухмана и С.В.
Максимова.
Под использованием
в предпринимательстве денежных средств указанные авторы понимают применение любого из полезных свойств (функций) денег для осуществления на свой риск деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли.
При этом деньги рассматриваются ими не только как средство платежа для реализации целей предпринимательства, но и как особый инструмент финансового рынка, который может быть использован в качестве гарантии платежеспособности, например в целях получения кредита.
Под использованием же иного имущества, отличного от денежных средств, они предлагают понимать применение любого из полезных свойств вещей для целей предпринимательской или
иной экономической деятельности'.
Такая концепция использования денежных средств (иного имущества), приобретенных незаконным путем, полностью соответствует современным реалиям общественно опасной деятельности в экономической сфере.
Распространенным способом приумножения материальных ценностей, приобретенных незаконным путем, в современном мире является получение ссуд (кредитов) с использованием возможностей банков, находящихся в государствах или автономиях с либеральным режимом налогообложения и фискального контроля, то есть в офф-шорных зонах, которые, по словам видного швейцарского криминолога, специалиста в области проблем противодействия «отмыванию» денег, П.
Бернаскони, образуются лишь постольку, поскольку современным рынком часто диктуется потребность сохранения в тайне сведений о подлинных выгодополучателях при осуществлении того или иного вида экономиче152 ' Гаухман Л.Д., Максимов С.В.
Указ.
соч.
С.
188.


[стр.,153]

ской деятельности'.
Суть его состоит в том, что лица, вовлеченные в осуществление подобной деятельности, прибегают к весьма изощренной комбинации действий, отличающейся на первый взгляд некоторой экономической нецелесообразностью; материальные ценности, преимущественно наличные деньги в свободно конвертируемой валюте, приобретенные в результате совершения преступлений, главным образом распространения наркотиков, вывозятся в страну, где не существует законодательства о противодействии «отмыванию» денег («антилегализационного» законодательства), осуществляется льготное налогообложение капитала с иностранным элементом, а также соблюдается тайна банковского вклада и гарантируется полная конфиденциальность отношений с клиентом.
Там эти средства зачисляются на счета в коммерческих банка.
Далее, лица, обладающие или распоряжающиеся средствами на подобных счетах, получают в другом кредитном учреждении, как правило, в государстве, где изначально были приобретены денежные средства, используя в качестве основного или дополнительного обеспечения своего обязательства авуары, ранее задепонированные в банке, находящемся в офф-шорной зоне®.
В данном случае лица, которые осуществляют подобную общественно опасную деятельность, размещают материальные ценности, приобретенные незаконным путем, с целью их освоения при осуществлении предпринимательской деятельности, используя их лишь косвенно.
При этом в ходе осуществления предпринимательской деятельности непосредственно используются денежные средства, полученные в качестве кредита, то есть имеющие законное происхождение.
Приведенный пример убедительно доказывает относительную самостоятельность рассматриваемого альтернативного действия (использование денежных средств или иного имущества, приобретенных
незаконным пу153 ' Bermsconi Р.
Good offices to bad Governance: towards international rules against the abuse of off-shore companies // Journal o f money laundering control London, 1999 № 2.
Vol.
2.
P.
120.
’ Cm.
Информационный бюллетень НЦБ Интерпола 1992.
№ 1.
С.
33.

[Back]