20 можно проследить в этнометодологии Г.Гарфинкеля, в социальнодраматургическом подходе Э.Гофмана, раскрывающих практические способы реализации смысла в социальных отношениях на микроуровне. В гофмановской «социологии лицедейства» (Кравченко Е.И. 6) исследована сложная стратегия и тактика поддержания человеком своей идентичности в массовом обществе одна из центральных тем представителен второго поколения исследователей социализации. В социально-психологической теории идентичности Э.Гидденсом дается развернутое представление о социализации личности. Гидденс демонстрирует несколько разных срезов явления, имеющего отношение сразу ко всему жизненному циклу человека: «Во-первых, социализация это, по его мнению, процесс, в ходе которого через контакты с другими людьми беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Во-вторых, социализация это структурные группы или окружения, с участием которых протекают ее важнейшие этапы. В роли основных агентов при этом выступают: семья, группы сверстников, школа, средства массовой информации, работа, местная община, группы и организации жителей. В-третьих, социализация это процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла, и в каждой его фазе существуют переходные периоды, через которые нужно проити, и кризисы, которые 17 нужно преодолеть» . Несколько приподнимается над этими мотивами Н.Смелзер. Он выделяет из определений социологов: а) социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям;1617 16См.: Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997. 17 Гидденс Э. Социология: Пер.с англ. — М.,1999. —С.34 |
значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид нриобщаегся к кульчуре и становится полноправным членом общества"910*. Ян Щепаньский социализацию видит результатом "влияния среды в целом" /тут мы имеем дело как бы с совокупным агентом/, и эти влияния "приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполи н ( ) нению различных социальных ролей Развернутое представление о социализации предлагает Э.Гидденс. Он демонстрирует несколько разных срезов явления, имеющего отношение сразу ко всему жизненному циклу человека". Во-первых, социализация это, по его мнению, процесс, в ходе которого через контакты с другими людьми беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Во-вторых, социализация это структурные группы или окружения /"социальные контексты"/, с участием которых протекают ее важнейшие этапы. В роли основных агентов при этом выступают: семья /во всех культурах/, группы сверстников, школа, средства массовой информации, работа /во всех культурах/,д/с£/н//ояиС>щшшА],грутыиорхшшациимгштсйN. В-третьих, социализация это процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла, и в каждой его фазе существуют переход*Кои И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 134. 10Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. -М., 1969. С.51. " Гиддснс Э. Социология: Пср. с англ. М.,1999,С.85-86, 92-93. ные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть /смерть есть окончание существования личности/. Несколько приподнимается над этими мотивами Н.Смелзер12. Он выделяет из определений социологов: а/ социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям; б/ социализацию в качестве средства сохранения общества, ибо с учетом того, что количество членов общества постоянно меняется /одни рождаются, другие умирают/, она неизменно прививает новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. С точки зрения О.А.Шабановой13, история возникновения термина "социализация" связана с недоразумением, неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее это слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Социологию, поясняет ученая, интересует в первую очередь типическое, в определенном смысле надиндивидуальное в личности, объясняемое последствиями неоднозначного взаимовлияния общества и человека. А отсюда, собственно, и внимание к процессу социализации, то есть изучение того круга вопросов, которые отвечают, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. При этом понятие "социализация" шире традиционных понятий "образование" и "воспитание". Образование предполагает передачу некоторой суммы знаний. Воспитание воспринимается как система целенаправленных и спланированных действий по формированию у индивида желаемых личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя, согласно трактовке О.АШабановой, и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий. 12Смелдер Н. Социология: Пер.с англ. М., 1994. С.94-95. 13См.: Социология: Учебник для вузов/В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукаиюва. М.., 1998. С.232-233. |